Перейти к содержанию

Страница:Михаил Бакунин, избранные произведения, том 2, 1919.pdf/50

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 51 —

в руках судьбы Европы,— их правителями, генералами, их министрами, их высшими и низшими чиновниками, и всеми привилегированными классами, духовенством, дворян­ством, буржуазией,— право же было бы некрасиво возмущаться этой системой. Это было бы напрасным лицемерием. В на­стоящее время выгода управляет всем, об'ясняет все. И так как материальные интересы и корыстолюбие крестьян губят ныне Францию, почему бы не спасти ее выгодами же и корыстолюбием крестьян? Тем более, что они уже спасли ее однажды, а именно в 1792 году.

Послушайте, что говорит по этому поводу великий историк Франции Мишлэ, которого никто, конечно, не обвинит в безнравственном материализме¹)[1]:

„Никогда не было такой октябрьской пахоты, как в 91 году, когда пахарь, серьезно наученный Варенном и Пильнитцем²)[2], впервые обдумал опасности, угрожавшие ему, и все завоева­ния Революции, которые хотели отнять у него. Его работа, одушевленная воинственным негодованием, была уже сраже­нием в его воображении. Он пахал, как солдат, шел за сохой военным шагом и, стегая свой скот более суровыми ударами хворостины, кричал то: „Ну, Пруссия!", то „Ну, пошла, Австрия!". Бык шагал, словно лошадь, лезвие жадно и быстро врезалось в землю, черная борозда дымилась, наполненная дыханием жизни.

Дело в том, что этот человек не мог терпеливо перенести, что его недавним приобретениям грозит опасность, едва проснулось в нем его человеческое достоинство. Свободный, попирал свободное поле, он чувствовал, шагал, под собою землю свободную от податей, от десятины, землю, которая уже принадлежит или будет завтра принадлежать ему… Долой господ! Каждый господин себе. Все короли. Каждый на своей земле. Старая поговорка сбывается: Бедняк—король в своем доме.

„В своем доме и вне его. Разве вся Франция теперь не его дом?".

  1. ¹), История французской революции Мишлэ, т.III
  2. ²) В Варение был узнан и задержан убегавший Людовик XVI, в Пильнитце oн был заключен.