Перейти к содержанию

Страница:Михаил Бакунин, избранные произведения, том 2, 1919.pdf/7

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 7 —

просу…¹)[1]. Мне остается лишь расцеловать тебя и вместе с тобой пожелать всего наилучшего бедной Франции, покинутой даже ее собственным народом".

В Марселе Бакунин надеялся найти элементы другой ре­волюционной попытки; он думал даже, что новое движение было бы возможно в Лионе. 8 октября он писал одному моло­дому другу, Эмилю Беллерио: „Дело только отложено. Друзья, сделавшись более осторожными, более практичными, деятельно работают как в Лионе, так и в Марселе и скоро мы добьемся реванша под носом у пруссаков… Все, что я вижу здесь, лишь подтверждает мое прежнее мнение о буржуазии: сте­пень ее глупости и подлости превосходит всякое вообра­жение. Народ готов умереть в решительной битве с прусса­ками. Они же, напротив, они хотят, они призывают прус­саков в тайниках своего сердца, в надежде, что пруссаки освободят их от патриотизма народа… Я заканчиваю очень подробную брошюру обо всех этих событий и скоро пришлю ее вам. Выслали ли вам из Женевы, как я просил, мою брошюру под заглавием: Письма к французу?"

Несколько дней спустя, он отправил в Лион Ланкиевича с письмом к своим лионским друзьям, в котором писал:

„Дорогие друзья, Марсель поднимется лишь когда вос­станет Лион или же когда пруссаки будут в двух днях пути до Марселя. Значит, еще раз спасение Франции зависит от Лиона. Вам остается три или четыре дня, чтобы делать революцию, которая может все спасти… Если вы думаете, что мое присутствие может быть полезно, телеграфируйте в Лион Комбу следующие слова: Nous attentions Ettenne (мы ждем Этьена). Я сейчас же выеду".

Но Ланкиевич был арестован²)[2] и бумаги, взятые у него, повели к аресту многих лионских революционеров. Вслед­ствие этого неприятного обстоятельства и ввиду того, что его марсельские друзья также находились под угрозой ареста,

  1. ¹) Здесь, в неопубликованном Тестю отрывке, Бакунин говорит о своей временном аресте накануне и о своем кошельке, украденном у него друзьями порядка.
  2. ²) Он был освобожден четыре месяца спустя, в феврале 1871 г.