Перейти к содержанию

Страница:Михаил Бакунин, избранные произведения, том 2, 1919.pdf/9

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 9 —

глаза синие очки Преображенный таким образом, он взгля­нул в зеркало и сказал, говоря о своих преследователях: „Эти иезуиты заставляют меня принять их облик". Три или четыре дня спустя, он прибыл в Локарно.

В своем убежище Бакунин сейчас же предпринял новый труд, оставив незаконченной рукопись в 114 стр., начатую в Марселе.

Это новое сочинение должно было также быть продолже­нием „Писем к французу" и тоже начиналось воспроизведе­нием письма Паликсу от 29-го сентября. Он условился со своими женевскими друзьями, чтобы книга, над которой он работал, могла быть напечатана в этом городе в коопера­тивной типографии. Из одного русского письма, адресован­ного Огареву 19 ноября, видно, что к этому времени он уже послал ему часть рукописи и что он закончил еще около сорока других листков. Он писал: „Если я не посылаю их тебе сейчас же, так это потому, что мне необходимо иметь их под рукой пока я не закончу изложение одного очень деликатного вопроса¹)[1] и я еще далеко не предвижу конца моей работы… Это будет не брошюра, но целый том." Знают ли об этом в кооперативной типографии?.. Озеров²)[2] пишет мне, что ты берешь на себя корректуру. Прошу тебя, мой друг, попроси Жуковского помочь тебе.. и немедленно пере­дай ему прилагаемое письмо."

Жуковскому³)[3] он писал: „Я пишу и печатаю теперь не брошюру, но целую книгу. Огарев взялся напечатать ее и править корректуру. Но у него одного не хватит сил, помоги ему, прошу тебя, во имя нашей старой дружбы".

  1. ¹) Речь шла, как сейчас увидим, о метафизическом обсуждении идеи Бога.
  2. ²) В. Озеров — русский эмигрант, бывший офицер, принимавший участие в польском восстании 1863 г. Потом он жил несколько лет в Париже, занимаясь сапожным ремеслом, и был известен под именем Альбера-сапожника. Во время Нечаевского дела он переехал из Парижа в Женеву и был одним из близких друзей Бакунина.
  3. ³) Николай Жуковский, молодой русский дворянин, эмигрировавший и основавшийся в Женеве; в течение многих лет был очень близок с Ба­куниным.