Страница:М. Горькій. Революція и культура (1918).djvu/64

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

этой роли отсутствіемъ морали и чисто барскимъ, безжалостнымъ отношеніемъ къ жизни народныхъ массъ.

Ленинъ «вождь» и русскій баринъ, не чуждый нѣкоторыхъ душевныхъ свойствъ этого ушедшаго въ небытіе сословія, а потому онъ считаетъ себя вправѣ продѣлать съ русскимъ народомъ жестокій опытъ, заранѣе обреченный на неудачу.

Измученный и разоренный войною народъ уже заплатилъ за этотъ опытъ тысячами жизней и принужденъ будетъ заплатить десятками тысячъ, что надолго обезглавитъ его.

Эта неизбѣжная трагедія не смущаетъ Ленина, раба догмы, и его приспѣшниковъ — его рабовъ. Жизнь, во всей ея сложности, не вѣдома Ленину, онъ не знаетъ народной массы, не жилъ съ ней, но онъ — по книжкамъ — узналъ, чѣмъ можно поднять эту массу на дыбы, чѣмъ всего легче — разъярить ея инстинкты. Рабочій классъ для Лениныхъ то же, что для металлиста руда. Возможно ли — при всѣхъ данныхъ условіяхъ — отлить изъ этой руды соціалистическое государство? Повидимому — невозможно; однако — отчего не попробовать? Чѣмъ рискуетъ Ленинъ, если опытъ не удастся?

Онъ работаетъ какъ химикъ въ лабораторіи, съ тою разницей, что химикъ пользуется мертвой матеріей, но его работа даетъ цѣнный для жизни результатъ, а Ленинъ работаетъ надъ живымъ матеріаломъ и ведетъ къ гибели революцію. Сознательные рабочіе, идущіе за Ленинымъ, должны понять, что съ русскимъ рабочимъ классомъ продѣлывается безжалостный опытъ, который уничтожитъ лучшія силы рабочихъ и надолго остановитъ нормальное развитіе русской революціи.

Тот же текст в современной орфографии

этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс.

Ленин «вождь» и русский барин, не чуждый некоторых душевных свойств этого ушедшего в небытие сословия, а потому он считает себя вправе проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу.

Измученный и разорённый войною народ уже заплатил за этот опыт тысячами жизней и принуждён будет заплатить десятками тысяч, что надолго обезглавит его.

Эта неизбежная трагедия не смущает Ленина, раба догмы, и его приспешников — его рабов. Жизнь, во всей её сложности, неведома Ленину, он не знает народной массы, не жил с ней, но он — по книжкам — узнал, чем можно поднять эту массу на дыбы, чем всего легче — разъярить её инстинкты. Рабочий класс для Лениных то же, что для металлиста руда. Возможно ли — при всех данных условиях — отлить из этой руды социалистическое государство? По-видимому — невозможно; однако — отчего не попробовать? Чем рискует Ленин, если опыт не удастся?

Он работает как химик в лаборатории, с тою разницей, что химик пользуется мёртвой материей, но его работа даёт ценный для жизни результат, а Ленин работает над живым материалом и ведёт к гибели революцию. Сознательные рабочие, идущие за Лениным, должны понять, что с русским рабочим классом проделывается безжалостный опыт, который уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие русской революции.



11-го ноября.

Извѣстный русскій изслѣдователь племенъ Судана — Юнкеръ, говорилъ:

«Жалкіе дикари съ ужасомъ отворачиваются отъ человѣческаго мяса, тогда какъ народы, достигшіе сравни-

Тот же текст в современной орфографии


11 ноября.

Известный русский исследователь племён Судана — Юнкер, говорил:

«Жалкие дикари с ужасом отворачиваются от человеческого мяса, тогда как народы, достигшие сравни-