Страница:Народоведение. Том I (Ратцель, 1904).djvu/193

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



туземную торговлю, которая умѣетъ ладить и съ нимъ. Хотя не проходитъ ни одного года безъ того, чтобы горамезская прау не потерпѣла нападенія отъ негостепріимныхъ папуасовъ Новой Гвинеи, торговля нисколько не терпитъ отъ того, и обитатели Тидора не перестаютъ посѣщать цѣлыми флотами эти берега, богатые невольниками и трепангомъ. Цѣлыя народности исключительно отдаются торговлѣ, и въ особенности малайцы съ острова Суматры, которые вошли въ пословицу своей ловкостью, усердіемъ и способностью появляться повсюду, и столь же искусные, сколько коварные, бугисы съ Селебеса. Послѣднихъ можно видѣть вездѣ отъ Сингапура до Новой Гвинеи, и въ новѣйшее время, съ разрѣшенія туземныхъ правителей, они массами переселились на Борнео. Вліяніе ихъ такъ велико, что имъ дозволено управляться по собственнымъ законамъ, и они чувствуютъ за собой такую силу, что уже неоднократно дѣлали попытки пріобрѣсти полную независимость. Въ прежнее время подобное-же положеніе занимали ачинцы; послѣ упадка Малакки, которую суматранскіе малайцы сдѣлали торговымъ центромъ, въ теченіе нѣсколькихъ десятилѣтій въ началѣ XVII вѣка, Ачинъ былъ самымъ оживленнымъ рейдомъ этого отдаленнаго востока. Принимая все это во вниманіе, мы убѣждаемся въ выдающихся мореплавательныхъ способностяхъ малайо-полинезійцевъ. Только потому, что эта способность не оцѣнивалась должнымъ образомъ, распространеніе малайо-полинезійцевъ могло казаться загадкой, чѣмъ въ дѣйствительности оно никогда не было.

Распространенію тихоокеанскихъ народовъ по океаническимъ островамъ, сперва совершавшемуся съ помощью бурь и теченій, а потомъ — и свободнаго переселенія, въ новѣйшее время способствовала еще торговля людьми, вызванная возростающей потребностью въ рабочихъ силахъ для областей, находившихся въ состояніи экономическаго прогресса, каковы Гавайскіе и Самоанскіе острова и Куинслэндъ. Вначалѣ она вполнѣ походила на насильственное похищеніе людей; мужчины и мальчики силою и различными приманками вывозились со своей родины въ такія страны, куда они ни за что не переселились-бы по своей охотѣ. Правила, установленныя впослѣдствіи нѣкоторыми правительствами, вслѣдствіе недостатка надзора, оставались недѣйствительными. Даже и тогда, когда плантаторы обязаны были черезъ три года отправлять ихъ домой, капитаны высаживали этихъ рабочихъ, ради собственнаго удобства, на какомъ-нибудь островѣ, гдѣ эти несчастные оказывались совершенно чужими, и гдѣ туземцы дурно обращались съ ними и даже убивали ихъ. Со времени появленія европейцевъ, кромѣ того, регрессъ населенія, происходившій на большинствѣ острововъ, содѣйствовалъ переселеніямъ. На Гавайскіе острова привозились переселенцы изъ дальнихъ мѣстностей — отъ Маркизскихъ острововъ до Новой Зеландіи. Съ другой стороны, именно Гавайскіе острова принадлежатъ къ тѣмъ островнымъ группамъ, откуда многочисленные туземные проповѣдники христіанской религіи посылались въ глубину меланезійской области.

Переселенія въ силу самыхъ различныхъ мотивовъ выступаютъ повсюду и въ миѳологіи, и въ сказаніяхъ полинезійцевъ. Все важное и своеобразное доставлялось моремъ; широкій горизонтъ моря, такъ же, какъ и узкій горизонтъ островного міра, сливаются въ сказаніяхъ о переселеніяхъ съ небеснымъ міромъ; отдаленные острова получаютъ значеніе промежуточныхъ станцій между земнымъ и загробнымъ міромъ. „Нѣкогда, во время дальней морской поѣздки, корабль былъ занесенъ къ чуждымъ берегамъ, которые показались путешественникамъ чрезвычайно странными; они представились имъ страшной страною призраковъ, гдѣ можно было проходить черезъ дома и деревья, не чувствуя ихъ. Какой-то призракъ, вышедшій имъ на встрѣчу, объявилъ имъ, что они находятся въ странѣ духовъ. Они послѣдовали приказанію немедленно возвратиться домой и были оттуда


Тот же текст в современной орфографии

туземную торговлю, которая умеет ладить и с ним. Хотя не проходит ни одного года без того, чтобы горамезская прау не потерпела нападения от негостеприимных папуасов Новой Гвинеи, торговля нисколько не терпит от того, и обитатели Тидора не перестают посещать целыми флотами эти берега, богатые невольниками и трепангом. Целые народности исключительно отдаются торговле, и в особенности малайцы с острова Суматры, которые вошли в пословицу своей ловкостью, усердием и способностью появляться повсюду, и столь же искусные, сколько коварные, бугисы с Селебеса. Последних можно видеть везде от Сингапура до Новой Гвинеи, и в новейшее время, с разрешения туземных правителей, они массами переселились на Борнео. Влияние их так велико, что им дозволено управляться по собственным законам, и они чувствуют за собой такую силу, что уже неоднократно делали попытки приобрести полную независимость. В прежнее время подобное же положение занимали ачинцы; после упадка Малакки, которую суматранские малайцы сделали торговым центром, в течение нескольких десятилетий в начале XVII века, Ачин был самым оживлённым рейдом этого отдалённого востока. Принимая всё это во внимание, мы убеждаемся в выдающихся мореплавательных способностях малайо-полинезийцев. Только потому, что эта способность не оценивалась должным образом, распространение малайо-полинезийцев могло казаться загадкой, чем в действительности оно никогда не было.

Распространению тихоокеанских народов по океаническим островам, сперва совершавшемуся с помощью бурь и течений, а потом — и свободного переселения, в новейшее время способствовала ещё торговля людьми, вызванная возрастающей потребностью в рабочих силах для областей, находившихся в состоянии экономического прогресса, каковы Гавайские и Самоанские острова и Куинслэнд. Вначале она вполне походила на насильственное похищение людей; мужчины и мальчики силою и различными приманками вывозились со своей родины в такие страны, куда они ни за что не переселились бы по своей охоте. Правила, установленные впоследствии некоторыми правительствами, вследствие недостатка надзора, оставались недействительными. Даже и тогда, когда плантаторы обязаны были через три года отправлять их домой, капитаны высаживали этих рабочих, ради собственного удобства, на каком-нибудь острове, где эти несчастные оказывались совершенно чужими, и где туземцы дурно обращались с ними и даже убивали их. Со времени появления европейцев, кроме того, регресс населения, происходивший на большинстве островов, содействовал переселениям. На Гавайские острова привозились переселенцы из дальних местностей — от Маркизских островов до Новой Зеландии. С другой стороны, именно Гавайские острова принадлежат к тем островным группам, откуда многочисленные туземные проповедники христианской религии посылались в глубину меланезийской области.

Переселения в силу самых различных мотивов выступают повсюду и в мифологии, и в сказаниях полинезийцев. Всё важное и своеобразное доставлялось морем; широкий горизонт моря, так же, как и узкий горизонт островного мира, сливаются в сказаниях о переселениях с небесным миром; отдалённые острова получают значение промежуточных станций между земным и загробным миром. «Некогда, во время дальней морской поездки, корабль был занесён к чуждым берегам, которые показались путешественникам чрезвычайно странными; они представились им страшной страною призраков, где можно было проходить через дома и деревья, не чувствуя их. Какой-то призрак, вышедший им на встречу, объявил им, что они находятся в стране духов. Они последовали приказанию немедленно возвратиться домой и были оттуда