Страница:На границах Средней Азии. Книга III. Бухарско-афганская граница (Логофет, 1909).djvu/14

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Балкинскій царь послалъ Государю пословъ Бекъ-Бута-Батыря и Ходжа Ибрагима… „И какъ тѣ ихъ послы въ Астрахань прибудутъ и ихъ бы отпустить изъ Астрахани не задерживая“. Бывшій въ то время Астраханскимъ воеводою князь Одоевскій отвѣтилъ на этотъ запросъ Юргенскаго гонца: „что Балхинскаго посла безъ Государева указа принять въ Астрахани не смѣютъ, потому, что напередъ сего у Государя съ Балхинскими царями ссылки не было, потому они отпишутъ къ Государю.“ Долго тянулось время на письменную волокиту и лишь въ Октябрѣ мѣсяцѣ 1650 года спустя почти шесть лѣтъ изъ Москвы прислали приказъ принять Балхинскаго посла, при чемъ въ приказѣ томъ объяснена была и причина разрѣшенія: „чтобы не было тѣсноты государевымъ торговымъ людямъ, которые ходятъ въ тамошнія мѣста“. Но Балхскій посолъ очевидно не выдержавъ продолжительности московской волокиты въ испрошеніи разрѣшенія, прибылъ въ Россію воровски съ помощью сотника Петра Лутонина, доставившаго его въ Астрахань подъ видомъ торговаго человѣка на государевыхъ бусахъ.

Воевода князь Одоевскій не получивъ въ то время указа на пріемъ посла, жестоко наказалъ сотника Петра Лутонина, за то, что „онъ Балхинскаго посла посадилъ на бусу безъ Государева указа и назвалъ его торговымъ человѣкомъ и запись съ него взялъ, что ему посломъ не называться. А сотника Петра Лутонина велѣли учинити бити кнутомъ, а Балхинскому послу Ходжи Ибрагиму до Государева указа указано жить въ Астрахани до времени“.

Тот же текст в современной орфографии

балкинский царь послал государю послов Бек-Бута-Батыря и Ходжа Ибрагима… «И как те их послы в Астрахань прибудут и их бы отпустить из Астрахани, не задерживая». Бывший в то время астраханским воеводою князь Одоевский ответил на этот запрос юргенского гонца, «что Балхинского посла без Государева указа принять в Астрахани не смеют, потому, что наперед сего у Государя с Балхинскими царями ссылки не было, потому они отпишут к Государю». Долго тянулось время на письменную волокиту, и лишь в октябре месяце 1650 года спустя почти шесть лет из Москвы прислали приказ принять балхинского посла, причем в приказе том объяснена была и причина разрешения: «Чтобы не было тесноты государевым торговым людям, которые ходят в тамошние места». Но балхский посол, очевидно, не выдержав продолжительности московской волокиты в испрошении разрешения, прибыл в Россию воровски с помощью сотника Петра Лутонина, доставившего его в Астрахань под видом торгового человека на государевых бусах.

Воевода князь Одоевский, не получив в то время указа на прием посла, жестоко наказал сотника Петра Лутонина за то, что «он Балхинского посла посадил на бусу без Государева указа и назвал его торговым человеком и запись с него взял, что ему послом не называться. А сотника Петра Лутонина велели учинити бити кнутом, а Балхинскому послу Ходжи Ибрагиму до Государева указа указано жить в Астрахани до времени».