Страница:На границах Средней Азии. Книга III. Бухарско-афганская граница (Логофет, 1909).djvu/35

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


вопросъ старый ханъ, оставшись съ сыномъ наединѣ.

— „Научился я, отецъ, у самыхъ лучшихъ музыкантовъ и пѣсенниковъ играть на балалайкѣ и скрипкѣ (кобызъ) и пѣть пѣсни; могу также и самъ сочинять стихи“, отвѣтилъ почтительно Амыръ.

— „Все это не то, сынъ мой, и этого искусства недостаточно для жизни—поѣзжай снова учиться…“

Снова ханъ насыпаетъ золота въ мѣшокъ, даетъ джигитовъ для сопровожденія и посылаетъ Амыра въ медрессе, но на этотъ разъ въ далекую Хиву.

Прошло три года, вернулся Амыръ. Устроилъ старый ханъ въ честь пріѣзда своего взрослаго сына праздникъ, продолжавшійся цѣлую недѣлю.

— „Ну что, мой сынъ, чему ты научился въ эту поѣздку“ задалъ вопросъ старый ханъ…

— „Я, отецъ мой, все это время учился грамотѣ и всѣмъ премудростямъ, какія только извѣстны нашимъ мулламъ и прошелъ весь курсъ ученія, преподаваемый въ медрессе“.

— „Вотъ и прекрасно, я очень доволенъ, съ этими знаніями можно будетъ дожить всю жизнь и управлять народомъ, а самъ ты теперь не можешь меня упрекнуть, что я оставилъ тебя невѣждой и не далъ тебѣ образованія“.

— Но править государствомъ Амыру не пришлось, такъ какъ правленію Хана Омара пришелъ конецъ; среди народа начался бунтъ, хана лишили престола и отобрали у него его богатства;

Амыръ съ этого времени долженъ былъ самъ добывать средства на содержаніе своей семьи; надъ

Тот же текст в современной орфографии

вопрос старый хан, оставшись с сыном наедине.

— Научился я, отец, у самых лучших музыкантов и песенников играть на балалайке и скрипке (кобыз) и петь песни; могу также и сам сочинять стихи, — ответил почтительно Амыр.

— Все это не то, сын мой, и этого искусства недостаточно для жизни, — поезжай снова учиться…

Снова хан насыпает золота в мешок, дает джигитов для сопровождения и посылает Амыра в медресе, но на этот раз в далекую Хиву.

Прошло три года, вернулся Амыр. Устроил старый хан в честь приезда своего взрослого сына праздник, продолжавшийся целую неделю.

— Ну что, мой сын, чему ты научился в эту поездку?.. — задал вопрос старый хан.

— Я, отец мой, все это время учился грамоте и всем премудростям, какие только известны нашим муллам, и прошел весь курс учения, преподаваемый в медресе.

— Вот и прекрасно, я очень доволен, с этими знаниями можно будет дожить всю жизнь и управлять народом, а сам ты теперь не можешь меня упрекнуть, что я оставил тебя невеждой и не дал тебе образования.

Но править государством Амыру не пришлось, так как правлению Хана Омара пришел конец; среди народа начался бунт, хана лишили престола и отобрали у него его богатства;

Амыр с этого времени должен был сам добывать средства на содержание своей семьи; над