Страница:Несколько слов об училищных отметках.djvu/36

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

придать своимъ поступкамъ, какъ и всему ходу ученія, какъ можно болѣе единства.

Вотъ въ чемъ состояли, эти правила:

Цѣль учебнаго заведенія заключается не въ томъ только, чтобы дать образованіе ребенку, но и въ томъ, чтобъ воспитать его, т. е. развить въ немъ вмѣстѣ съ умственными способностями и нравственную его сторону.

Каждый членъ учебнаго заведенія долженъ слѣдовательно считаться не только учителемъ, но воспитателемъ и руководителемъ юношества. Они отвѣчаютъ передъ своею совѣстью и передъ людьми за всякій поступокъ, не отвѣтствующій исполненію этой священной обязанности.

Средства къ успѣху въ этомъ дѣлѣ должны быть менѣе основаны на страхѣ, нежели на чувствѣ чести и сознаніи своего долга.

Довѣріе, личная привязанность и уваженіе должны связывать ученика съ начальниками. Эти чувства будутъ основываться на безукоризненной справедливости, иногда смягченной снисходительностью, которую преподаватель никогда не долженъ выпускать изъ виду.

Чѣмъ рѣже наказанія, тѣмъ они дѣйствительнѣе.

Хорошее поведеніе и прилежаніе входятъ въ непремѣнную обязанность каждаго ученика, и не требуютъ особенныхъ замѣчаній. Только отступленіе отъ этой обязанности должно ихъ вызывать.

Воспитанникъ долженъ понять прежде всего, что подъ прилежаніемъ подразумѣвается также вниманіе и приличное поведеніе во время урока: одно безъ другаго не можетъ существовать.

Исполненіе одной формы ничего не значитъ безъ содѣйствія ума; ибо «буква убиваетъ, а духъ животворитъ». Ученикъ долженъ убѣдиться въ этой истинѣ.

Въ этихъ правилахъ нѣтъ ничего новаго, и сколько я могъ замѣтить изъ нашихъ разговоровъ, вы сами, г. директоръ, ихъ придерживаетесь.

Мнѣ кажется, что ихъ должно примѣнять слѣдующимъ образомъ:

Похвала и порицаніе, эти два мощныхъ двигателя въ дѣлѣ воспитанія, зависятъ большей частью отъ болѣе или менѣе практическаго образа пониманія различныхъ отраслей образованія; слѣдовательно способъ преподаванія сталъ для насъ предметомъ


Тот же текст в современной орфографии

придать своим поступкам, как и всему ходу учения, как можно более единства.

Вот в чем состояли, эти правила:

Цель учебного заведения заключается не в том только, чтобы дать образование ребенку, но и в том, чтоб воспитать его, т. е. развить в нем вместе с умственными способностями и нравственную его сторону.

Каждый член учебного заведения должен следовательно считаться не только учителем, но воспитателем и руководителем юношества. Они отвечают перед своею совестью и перед людьми за всякий поступок, не ответствующий исполнению этой священной обязанности.

Средства к успеху в этом деле должны быть менее основаны на страхе, нежели на чувстве чести и сознании своего долга.

Доверие, личная привязанность и уважение должны связывать ученика с начальниками. Эти чувства будут основываться на безукоризненной справедливости, иногда смягченной снисходительностью, которую преподаватель никогда не должен выпускать из виду.

Чем реже наказания, тем они действительнее.

Хорошее поведение и прилежание входят в непременную обязанность каждого ученика, и не требуют особенных замечаний. Только отступление от этой обязанности должно их вызывать.

Воспитанник должен понять прежде всего, что под прилежанием подразумевается также внимание и приличное поведение во время урока: одно без другого не может существовать.

Исполнение одной формы ничего не значит без содействия ума; ибо «буква убивает, а дух животворит» (2Кор. 3:6). Ученик должен убедиться в этой истине.

В этих правилах нет ничего нового, и сколько я мог заметить из наших разговоров, вы сами, г. директор, их придерживаетесь.

Мне кажется, что их должно применять следующим образом:

Похвала и порицание, эти два мощных двигателя в деле воспитания, зависят большей частью от более или менее практического образа понимания различных отраслей образования; следовательно способ преподавания стал для нас предметом