Страница:Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе (1907).pdf/72

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 70 —


Кромѣ указанной сатанинской забавы надъ человѣкомъ, у лѣшихъ есть и свои, общественныя, между которыми заслуживаютъ помина свадьбы лѣшихъ: на нихъ, какъ и на кумовствѣ, нечистикп любятъ покутить, развернуться во всю бѣсовскую ширь. Гдѣ видится полоса поваленнаго лѣса, лежитъ буреломный валежникъ, тамъ, несомнѣнно, промчался свадебный поѣздъ лѣшихъ; но тотъ же поѣздъ любить лѣсныя дорожки и тропинки неизбѣжно останавливается для безчинства на лѣсныхъ перекресткахъ. Когда при свадебномъ движеніи, или при одиночной ѣздѣ мчится лѣшій, ему предшествуетъ вѣтеръ, по которому молено знать, куда направляется лѣшій, одинъ ли онъ, или въ компаніи; но тотъ же вѣтеръ и вихрь заметаетъ слѣдъ лѣшаго. Ввиду сего осторожный лѣсной путникъ не слѣдуетъ по такимъ дорожкамъ и тропинкамъ, не садится на нихъ, какъ и на перекресткахъ для отдыха, рискуя быть уничтоженнымъ, или поруганнымъ, до потери христіанскаго отличія.

Отъ лѣшаго и лѣшухи рождается уродливое существо, весьма мало похожее на своихъ родителей; эти послѣдніе тяготятся своимъ обжорливымъ дѣтищемъ и стараются подмѣнить его некрещеннымъ христіанскимъ дитятею, котораго немедленно превращаютъ въ лѣшаго. Подлинный лѣшонокъ остается у мнимыхъ родителей лѣтъ до 11 и потомъ скрывается въ лѣсъ, откуда, однако, незримо для воспитателей, платитъ имъ вещественною благодарностью, приносить даже деньги. Прикосновеніе громовой стрѣлы къ такому полулѣшуку превращаетъ его, какъ и каждаго лѣшаго, въ свирѣпаго крупнаго хищника — медвѣдя, волка, рысь, орла, кои до копна своей жизни ищутъ возможности загубить человѣка.

Случается иногда, что лѣшій вступаетъ въ сожительство съ женщиною, которую онъ ютитъ въ лѣсныхъ тайникахъ, укрывая отъ своихъ непомѣрно ревнивыхъ лѣшухъ. Плодомъ такого сожительства является вполнѣ добродѣтельный лѣшонокъ, безкорыстный слуга людской, до чего, однако, самъ отецъ и другіе не допускаютъ, а при явномъ упорствѣ лѣшонка, губятъ его.