Страница:Оборона крепости Осовец во время второй, 6.5 месячной, осады её (Свечников, 1917).pdf/54

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена



Планомѣрная работа Интендантскаго вѣдомства создала обстановку сытости крѣпости, а благодаря заботливости и своевременно принятымъ мѣрамъ, запасы крѣпости не только не уменьшились, но даже увеличились.

Работа этого вѣдомства неоднократно происходила подъ огнемъ непріятеля.

Почти все время осады, работая подъ огнемъ, жандармская команда была на высотѣ своей задачи, ведя дѣйствительную и полезную борьбу по контръ-развѣдкѣ.

Вообще необходимо засвидѣтельствовать исполнительность всѣхъ чиновъ гарнизона, не исключая духовныхъ пастырей и кончая младшимъ рядовымъ.

Славныя дѣйствія всего гарнизона крѣпости въ продолженіе всей осады, какъ на передовыхъ, такъ и на ближайшихъ позиціяхъ, а также непосредственно на плацдармѣ крѣпости объединялъ комендантъ крѣпости, генералъ-маіоръ Бржозовскій со своимъ малочисленнымъ штабомъ.

Бывая всегда и всюду на передовыхъ позиціяхъ и вездѣ на веркахъ крѣпости, онъ являлся лучшимъ выразителемъ чувствъ и настроенія гарнизона, рѣшившаго погибнуть до послѣдняго, но отстоять родную твердыню.

Лучшимъ доказательствомъ дѣятельности коменданта и штаба является успѣшная оборона крѣпости, а степень опасности можетъ быть завѣрена тѣмъ, что не только комендантъ, но и всѣ чины штаба были или ранены, или контужены, или, отравлены газами, абольшая часть перенесла всѣ испытанія.

Ближайшіе сотрудники коменданта крѣпости—начальники отдѣловъ, штабы и старшіе войсковые начальники являли собой примѣръ исполненія воинскаго долга, заботясь объ усиленіи обороноспособности своихъ участковъ, принимая мѣры къ улучшенію условій жизни воинскихъ чиновъ и къ усовершенствованію ихъ боевой подготовки, поддерживая духъ и энергію ихъ личной работой не за страхъ, а за совѣсть, постоянно обходя и посѣщая свои части, несмотря на возможность ежеминутнаго возникновенія бомбардировки.

Настроеніе гарнизона, не смотря на весьма тяжелыя условія, было въ высшей степени бодрое и увѣренное.

По приказанію коменданта крѣпости духовой оркестръ крѣпостной артиллеріи (вначалѣ и полковъ, имѣвшихъ свои оркестры) ежедневно въ 7½ часовъ вечера выходилъ на центральное убѣжище и обративъ раструбы въ направленіи позиціи противника игралъ: „Коль Славенъ”, какъ хвала Богу, сохраняющему насъ, „Гимнъ”, какъ выразитель нашей вѣрности Родинѣ и „Маршъ”, какъ выраженіе доблести нашей. Мощные звуки, долетая до слуха противника, указывали ему, что твердыня наша не сокрушима и гарнизонъ шлетъ ему свой гордый вызовъ.

Тот же текст в современной орфографии


Планомерная работа Интендантского ведомства создала обстановку сытости крепости, а благодаря заботливости и своевременно принятым мерам, запасы крепости не только не уменьшились, но даже увеличились.

Работа этого ведомства неоднократно происходила под огнем неприятеля.

Почти все время осады, работая под огнем, жандармская команда была на высоте своей задачи, ведя действительную и полезную борьбу по контрразведке.

Вообще необходимо засвидетельствовать исполнительность всех чинов гарнизона, не исключая духовных пастырей и кончая младшим рядовым.

Славные действия всего гарнизона крепости в продолжение всей осады как на передовых, так и на ближайших позициях, а также непосредственно на плацдарме крепости, объединял комендант крепости, генерал-майор Бржозовский со своим малочисленным штабом.

Бывая всегда и всюду на передовых позициях и везде на верках крепости, он являлся лучшим выразителем чувств и настроения гарнизона, решившего погибнуть до последнего, но отстоять родную твердыню.

Лучшим доказательством деятельности коменданта и штаба является успешная оборона крепости, а степень опасности может быть заверена тем, что не только комендант, но и все чины штаба были или ранены, или контужены, или, отравлены газами, а большая часть перенесла все испытания.

Ближайшие сотрудники коменданта крепости — начальники отделов, штабы и старшие войсковые начальники являли собой пример исполнения воинского долга, заботясь об усилении обороноспособности своих участков, принимая меры к улучшению условий жизни воинских чинов и к усовершенствованию их боевой подготовки, поддерживая дух и энергию их личной работой не за страх, а за совесть, постоянно обходя и посещая свои части, несмотря на возможность ежеминутного возникновения бомбардировки.

Настроение гарнизона, несмотря на весьма тяжелые условия, было в высшей степени бодрое и уверенное.

По приказанию коменданта крепости духовой оркестр крепостной артиллерии (вначале и полков, имевших свои оркестры) ежедневно в 7:30 часов вечера выходил на центральное убежище и, обратив раструбы в направлении позиции противника, играл «Коль славен» как хвала богу, сохраняющему нас, «Гимн» как выразитель нашей верности родине и «Марш» как выражение доблести нашей. Мощные звуки, долетая до слуха противника, указывали ему, что твердыня наша несокрушима и гарнизон шлет ему свой гордый вызов.