Страница:Общий очерк фауны Кавказа (Динник 1910).pdf/3

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


Общій очеркъ фауны Кавказа.

Первыя изслѣдованія Кавказа въ зоологическомъ и вообще естественно-историческомъ отношеніи начались съ 1770 года, когда на Кавказъ пріѣхалъ съ своей экспедиціей академикъ Антонъ Гюльденштедтъ и почти вслѣдъ за нимъ другой членъ Академіи Наукъ Самуилъ Гмелинъ также во главѣ особой экспедиціи. Если къ этимъ двумъ изслѣдователямъ присоединить еще ботаника Маршаля Биберштейна и Паласса, посѣтившаго въ 1793 г., между прочимъ, и степи Ставропольской губерніи, то ими почти исчерпается перечень изслѣдователей Кавказа XVIII столѣтія.

Насколько трудно было въ тѣ времена заниматься изученіемъ Кавказа, можно видѣть изъ того, что оба первые, очень солидные ученые, которые могли бы сильно расширить и обогатить свѣдѣнія о Кавказѣ, не были даже въ состояніи закончить свои первоначальныя работы. Гюльденштедтъ заболѣлъ на Кавказѣ жестокой изнурительной лихорадкой, разстроившей его здоровье, и умеръ черезъ пять лѣтъ по возвращеніи въ Петербургъ, а Гмелинъ былъ взятъ въ плѣнъ недалеко отъ Дербента, пробылъ въ плѣну почти 5 мѣсяцевъ и скончался въ аулѣ, не увидѣвъ снова свободы. Могила его съ большимъ желѣзнымъ ажурнымъ крестомъ, обнесенная простой изгородью изъ колючихъ растеній и находящаяся почти у самой дороги на небольшомъ холмѣ, вблизи аула Каякента, и теперь обращаетъ вниманіе на себя каждаго, ѣдущаго въ Дешлагаръ.

Съ 20-хъ годовъ прошлаго столѣтія Кавказъ началъ все чаще и чаще посѣщаться различными учеными. За 12 лѣтъ здѣсь перебывали Эйхвальдъ, Менетріэ, Криницкій, Эверсманъ, Нордманъ — все спеціалисты-зоологи. Сороковые и пятидесятые годы были гораздо бѣднѣе изслѣдователями Кавказа, чѣмъ двадцатые и тридцатые годы прошлаго столѣтія; но съ 60-хъ, а особенно съ 70-хъ годовъ,

Тот же текст в современной орфографии
Общий очерк фауны Кавказа

Первые исследования Кавказа в зоологическом и вообще естественноисторическом отношении начались с 1770 года, когда на Кавказ приехал с своей экспедицией академик Антон Гюльденштедт и почти вслед за ним другой член Академии наук Самуил Гмелин, также во главе особой экспедиции. Если к этим двум исследователям присоединить еще ботаника Маршаля Биберштейна и Паласса, посетившего в 1793 г., между прочим, и степи Ставропольской губернии, то ими почти исчерпается перечень исследователей Кавказа XVIII столетия.

Насколько трудно было в те времена заниматься изучением Кавказа можно видеть из того, что оба первые, очень солидные ученые, которые могли бы сильно расширить и обогатить сведения о Кавказе, не были даже в состоянии закончить свои первоначальные работы. Гюльденштедт заболел на Кавказе жестокой изнурительной лихорадкой, расстроившей его здоровье, и умер через пять лет по возвращении в Петербург, а Гмелин был взят в плен недалеко от Дербента, пробыл в плену почти пять месяцев и скончался в ауле, не увидев снова свободы. Могила его с большим железным ажурным крестом, обнесенная простой изгородью из колючих растений и находящаяся почти у самой дороги на небольшом холме, вблизи аула Каякента, и теперь обращает внимание на себя каждого, едущего в Дешлагар.

С 20-х годов прошлого столетия Кавказ начал все чаще и чаще посещаться различными учеными. За двенадцать лет здесь перебывали Эйхвальд, Менетриэ, Криницкий, Эверсман, Нордман — все специалисты-зоологи. Сороковые и пятидесятые годы были гораздо беднее исследователями Кавказа, чем двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия; но с 60-х, а особенно с 70-х годов,