Страница:Основы учения о функциях мозга. Выпуск 7 (Бехтерев 1907).djvu/16

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


но имѣлась полная сохранность слуха, зрѣнія, вкуса и обонянія. На вскрытіи же обнаружено пораженіе обѣихъ теменныхъ долекъ (верхней и нижней) и всей височно-основной (temporo-sphenoidal) области и затылочныхъ извилинъ.

Въ виду этихъ фактовъ очевидно, что область вкусового центра у человѣка должно искать на наружной поверхности полушарій.

Само собою разумѣется, что въ виду опытовъ надъ животными слѣдуетъ предполагать, что вкусовой центръ у человѣка располагается въ области operculi въ сосѣдствѣ съ островкомъ, вблизи центровъ языка, жеванія и глотанія.

Къ сожалѣнію мы не имѣемъ въ этомъ отношеніи прямыхъ клиническихъ наблюденій съ разрушеніемъ вышеуказанной области, гдѣ было бы обращено особое вниманіе на изслѣдованіе вкуса. Тѣмъ не менѣе въ рядѣ случаевъ корковаго псевдобульбарнаго паралича съ пораженіемъ нижнихъ отдѣловъ центральныхъ извилинъ отмѣчалось и пораженіе вкуса въ большей или меньшей степени.

Далѣе въ соотвѣтствіи съ опытами на животныхъ могутъ быть поставлены наблюденія, въ которыхъ патологическое гнѣздо, сидѣвшее въ области operculi, приводило къ судорогѣ жевательныхъ мышцъ. Такой именно случай былъ сообщенъ проф. Н. М. Поповымъ (Неврологич. Вѣстн. 1899). Такъ какъ изъ опытовъ мы знаемъ, что раздраженіе вкусовой области вызываетъ сокращеніе мышцъ, губъ, языка, жевательныхъ и глотательныхъ, то очевидно, что вышеприведенный случай съ судорогой жевательныхъ мышцъ говоритъ съ положительностью въ пользу локализаціи у человѣка центровъ вкуса именно въ области operculi.

Изъ гнѣздовыхъ пораженій съ потерей вкуса можетъ быть приведенъ случай V. Gehuchen’а[1], который наблюдалъ больного съ эпилептифорными приступами съ преобладаніемъ судорогъ на лѣвой сторонѣ. Этотъ больной испытывалъ дурной вкусъ во рту вмѣстѣ съ нѣжнымъ запахомъ за нѣсколько минутъ до головокруженія. Тѣмъ не менѣе внѣ приступовъ и вкусъ, и обоняніе оставались непораженными. При вскрытіи оказалась опухоль, занимавшая всю толщину лѣваго n. lenticularis, ограды и большую часть извилинъ островка. При этомъ некрозъ ткани и

  1. V. Gehuchten. Un cas de tumeur cérébral, e avec autopsie. Societe belg. de neurol. 27 Février. 1900
Тот же текст в современной орфографии

но имелась полная сохранность слуха, зрения, вкуса и обоняния. На вскрытии же обнаружено поражение обеих теменных долек (верхней и нижней) и всей височно-основной (temporo-sphenoidal) области и затылочных извилин.

Ввиду этих фактов очевидно, что область вкусового центра у человека должно искать на наружной поверхности полушарий.

Само собою разумеется, что ввиду опытов над животными следует предполагать, что вкусовой центр у человека располагается в области operculi в соседстве с островком, вблизи центров языка, жевания и глотания.

К сожалению, мы не имеем в этом отношении прямых клинических наблюдений с разрушением вышеуказанной области, где было бы обращено особое внимание на исследование вкуса. Тем не менее в ряде случаев коркового псевдобульбарного паралича с поражением нижних отделов центральных извилин отмечалось и поражение вкуса в большей или меньшей степени.

Далее, в соответствии с опытами на животных могут быть поставлены наблюдения, в которых патологическое гнездо, сидевшее в области operculi, приводило к судороге жевательных мышц. Такой именно случай был сообщен профессором Н. М. Поповым (Неврологический вестник, 1899). Так как из опытов мы знаем, что раздражение вкусовой области вызывает сокращение мышц, губ, языка, жевательных и глотательных, то очевидно, что вышеприведенный случай с судорогой жевательных мышц говорит с положительностью в пользу локализации у человека центров вкуса именно в области operculi.

Из гнездовых поражений с потерей вкуса может быть приведен случай V. Gehuchen’а[1], который наблюдал больного с эпилептифорными приступами с преобладанием судорог на левой стороне. Этот больной испытывал дурной вкус во рту вместе с нежным запахом за несколько минут до головокружения. Тем не менее вне приступов и вкус, и обоняние оставались не пораженными. При вскрытии оказалась опухоль, занимавшая всю толщину левого n. lenticularis, ограды и большую часть извилин островка. При этом некроз ткани и

  1. V. Gehuchten. Un cas de tumeur cérébral, e avec autopsie. Societe belg. de neurol. 27 Février. 1900