Перейти к содержанию

Страница:Отечественные записки 1867 170.pdf/666

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
509
Кольцовъ и его неизданныя стихотворенія.

Коль любить ее мученье,
Слезы — награжденье?
Еслибъ ты у ногъ прекрасной
О свиданьѣ умолялъ,
Еслибъ ты съ подругой страстной
Въ полной нѣгѣ утопалъ!

«Удались, лукавый, не шепчи, голосъ преступленья, не обольщай очарованными (?) прелестями небесныхъ наслажденій. Мое все со мной. Я доволенъ тѣмъ, что̀ дано мнѣ.

Что могу своимъ назвать,
Мнѣ всего то лучше, краше;
Чѣмъ другимъ дано владать,
То чужое, то не наше.
О красавицѣ младой
Страстны юноши вздыхали,
Каждый взглядъ ея живой
Даромъ неба бы считали».

Можно положительно сказать, что такія либеральныя идеи относительно брачнаго союза не могли нравиться тому обществу, въ которомъ жилъ Кольцовъ, и потому нѣтъ ничего удивительнаго, что онъ, вмѣсто сочувствія къ себѣ, встрѣтилъ холодность, чѣмъ, конечно, былъ глубоко огорченъ и принужденъ былъ повернуть на другую дорогу, чтобъ не казаться смѣшнымъ. Для воронежскаго кружка своихъ знакомцевъ Кольцовъ былъ хорошо извѣстенъ; новыя идеи, позаимствованныя имъ у соединившихся вокругъ Станкевича молодыхъ людей, не могли уложиться въ ушахъ воронежскихъ пріятелей Кольцова, и потому роль просвѣтителя, которую принялъ на себя Кольцовъ послѣ вторичной поѣздки въ столицы, не могла имъ понравиться. Слѣдствіемъ этого, конечно, было взаимное охлажденіе между Кольцовымъ и его пріятелями. Вотъ причина замкнутости Кольцова въ послѣдніе годы его жизни, а слѣдовательно, причина и страстнаго желанія его оставить Воронежъ, чтобы навсегда поселиться въ столицѣ. Въ послѣднія минуты своей жизни Кольцовъ, какъ говорила намъ сестра его А. В. Андронова, страдалъ нетолько физически, но и морально: его мучила неосуществленная имъ мечта стать выше той сферы, въ которую поставила его судьба, и сдѣлаться проповѣдникомъ новыхъ идей въ кругу своихъ воронежскихъ знакомцевъ.

Соображая отношенія Кольцова къ небольшому кружку его пріятелей, легко понять связь его первоначальныхъ опытовъ стихотворства съ произведеніями другихъ воронежскихъ стихотворцевъ того же времени. Для этого мы познакомимъ читателей съ нѣкоторыми стихотвореніями, находящимися въ уцѣлѣвшихъ тетрадяхъ Кольцова и составляющими, большею частію, его юно-