Страница:Очерки из истории конницы (Плеве, 1889).pdf/110

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


такъ: «солдатскій нарядъ долженъ быть таковъ, что всталъ и готовъ».

Взглядъ Потемкина на подготовку конницы къ бою очень ясно былъ выраженъ въ одномъ его приказѣ слѣдующимъ образомъ: «Господа полковые командиры должны употребить все стараніе, чтобы поставить полки свои соотвѣтственно званію легко-конныхъ: для сего убѣгать должны нѣги, употребляемой для лошадей въ конницѣ, такъ называемой тяжелой, которая тяжела только сама себѣ, а не ударомъ непріятелю. Лошадей заводскихъ отнюдь не имѣть, людямъ сидѣть вольно, дѣйствовать саблей хорошо, оборачиваться частями и по одиночкѣ проворно. Одежда была бы не узка; обувь такая, чтобы лѣтомъ портянки, а зимою чулки или суконки входить могли. Побоевъ жестокихъ не употреблять, опасаясь за сіе штрафа; имѣть о людяхъ большее попеченіе, нежели о лошадяхъ, и для того меньше мучить чищеніемъ лошадей, ибо не въ семъ состоитъ краса полка, но въ приведеніи въ исправность, нужную къ бою».

Суворовъ (род. въ 1729 г., ум. въ 1800 г.), одинъ изъ великихъ полководцевъ, рѣдкій военный геній, пріобрѣлъ безсмертную славу не только своими побѣдами, удивившими міръ, но также въ высшей степени замѣчательною системою воспитанія и образованія войскъ, которая, по крайней мѣрѣ, для насъ, должна остаться на всегда образцемъ. Значеніе Суворова для насъ велико еще и потому, что, живя во время всеобщаго поклоненія прусскимъ порядкамъ Фридриха Великаго и подражанія имъ, часто лишь внѣшняго, онъ не пошелъ по общему теченію, а самобытно облекъ сущность военнаго дѣла въ формы, свойственныя характеру русскаго народа.

Что касается конницы, то Суворовъ глубоко понималъ

Тот же текст в современной орфографии

так: «Солдатский наряд должен быть таков, что встал и готов».

Взгляд Потемкина на подготовку конницы к бою очень ясно был выражен в одном его приказе следующим образом: «Господа полковые командиры должны употребить все старание, чтобы поставить полки свои соответственно званию легкоконных: для сего убегать должны неги, употребляемой для лошадей в коннице, так называемой тяжелой, которая тяжела только сама себе, а не ударом неприятелю. Лошадей заводских отнюдь не иметь, людям сидеть вольно, действовать саблей хорошо, оборачиваться частями и по одиночке проворно. Одежда была бы не узка; обувь такая, чтобы летом портянки, а зимою чулки или суконки входить могли. Побоев жестоких не употреблять, опасаясь за сие штрафа; иметь о людях большее попечение, нежели о лошадях, и для того меньше мучить чищением лошадей, ибо не в сем состоит краса полка, но в приведении в исправность, нужную к бою».

Суворов (род. в 1729 г., ум. в 1800 г.), один из великих полководцев, редкий военный гений, приобрел бессмертную славу не только своими победами, удивившими мир, но также в высшей степени замечательною системою воспитания и образования войск, которая, по крайней мере для нас, должна остаться навсегда образцом. Значение Суворова для нас велико еще и потому, что, живя во время всеобщего поклонения прусским порядкам Фридриха Великого и подражания им, часто лишь внешнего, он не пошел по общему течению, а самобытно облек сущность военного дела в формы, свойственные характеру русского народа.

Что касается конницы, то Суворов глубоко понимал