Страница:Очерки из истории конницы (Плеве, 1889).pdf/164

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ковать нашу армію, или начать отступленіе къ Смоленску. Въ виду отчаяннаго положенія, въ которомъ находилась его армія, онъ рѣшился отступать.

Во все время отступленія французовъ на Смоленскъ и дальше наши партизанскіе отряды окружали ихъ и съ сѣвера, и съ юга, продолжая ту же войну, которую они вели подъ Москвою. Подъ вліяніемъ дѣйствій партизановъ и вооруженныхъ жителей, неотступнаго преслѣдованія нашими войсками, сильныхъ холодовъ и страшныхъ лишеній, которымъ подвергались французы, отступленіе ихъ вскорѣ превратилось въ бѣгство и кончилось почти совершенною гибелью знаменитой «великой арміи».

И такъ, можно сказать, что въ ряду тѣхъ средствъ, которыми достигнуто было изгнаніе французовъ изъ Россіи, весьма видное мѣсто принадлежитъ дѣйствіямъ партизановъ.

Набѣги летучихъ отрядовъ производились весьма успѣшно также въ нашей 3-ей западной арміи, которая подъ начальствомъ адмирала Чичагова въ началѣ октября заняла Брестъ-Литовскъ и его окрестности. Въ то же время преслѣдуемый ею австро-саксонскій корпусъ Шварценберга переправился близъ Дрогичина на лѣвую сторону Буга и такимъ образомъ былъ оттѣсненъ въ герцогство Варшавское. По занятіи Бреста Чичаговъ съ главными силами оставался въ бездѣйствіи двѣ недѣли, выжидая подвоза продовольствія. Но въ это время были высланы отъ арміи два отряда подъ предводительствомъ полковника Чернышева и генерала Чаплица: первому приказано было произвести набѣгъ въ герцогство Варшавское для уничтоженія непріятельскихъ магазиновъ, а второму двинуться къ Слониму противъ формировавшагося тамъ изъ литовцевъ, гвардейскаго полка генерала Конопки. (Черт. 28).

Тот же текст в современной орфографии

ковать нашу армию, или начать отступление к Смоленску. Ввиду отчаянного положения, в котором находилась его армия, он решился отступать.

Во все время отступления французов на Смоленск и дальше наши партизанские отряды окружали их и с севера, и с юга, продолжая ту же войну, которую они вели под Москвою. Под влиянием действий партизанов и вооруженных жителей, неотступного преследования нашими войсками, сильных холодов и страшных лишений, которым подвергались французы, отступление их вскоре превратилось в бегство и кончилось почти совершенною гибелью знаменитой «великой армии».

Итак, можно сказать, что в ряду тех средств, которыми достигнуто было изгнание французов из России, весьма видное место принадлежит действиям партизанов.

Набеги летучих отрядов производились весьма успешно также в нашей 3-ей западной армии, которая под начальством адмирала Чичагова в начале октября заняла Брест-Литовск и его окрестности. В то же время преследуемый ею австро-саксонский корпус Шварценберга переправился близ Дрогичина на левую сторону Буга и таким образом был оттеснен в герцогство Варшавское. По занятии Бреста Чичагов с главными силами оставался в бездействии две недели, выжидая подвоза продовольствия. Но в это время были высланы от армии два отряда под предводительством полковника Чернышева и генерала Чаплица: первому приказано было произвести набег в герцогство Варшавское для уничтожения неприятельских магазинов, а второму двинуться к Слониму против формировавшегося там из литовцев гвардейского полка генерала Конопки (черт. 28).