Страница:Очерки из истории конницы (Плеве, 1889).pdf/223

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Въ обѣихъ арміяхъ конница состояла изъ кирасирскихъ, драгунскихъ, уланскихъ и гусарскихъ полковъ; кромѣ того, у французовъ были конные егеря (chasseurs) и спаги (африканская конница).

Что касается вооруженія, то существенная разница была относительно огнестрѣльнаго оружія. У германцевъ только драгуны и гусары (т. е. 42 полка изъ 93) были вооружены карабинами, дальность которыхъ однако не превышала 150 шаговъ; остальные же имѣли только пистолеты. Между тѣмъ во французской конниц большая часть полковъ (43 полка драгунъ, конныхъ егерей и гусаръ) была вооружена карабинами Шаспо, стрѣлявшими на 800 шаговъ; остальные имѣли только пистолеты. Холодное оружіе въ обѣихъ арміяхъ почти ничѣмъ не отличалось: кирасиры имѣли палаши, прочіе сабли, а уланы, сверхъ того, пики.

Такимъ образомъ французская конница превосходила германскую огнестрѣльнымъ дѣйствіемъ. Но за то она значительно уступала своей соперницѣ въ боевой подготовкѣ. Въ этомъ отношеніи она явилась на войну весьма отсталою. Во Франціи держались очень узкаго взгляда на конницу, считая ее пригодною лишь для ударовъ во время боя въ рѣшительныя минуты. Ограничивая этимъ роль ея на войнѣ, упустили изъ вида ту громадную пользу, которую она приноситъ внѣ поля сраженія, впереди и на флангахъ арміи, сторожевою и развѣдывательною службою въ самыхъ широкихъ размѣрахъ; наконецъ, не извлекли никакой пользы изъ опыта американской войны и не помышляли даже о какихъ либо самостоятельныхъ дѣйствіяхъ конницы противъ фланговъ и сообщеній противника. Въ мирное время въ средѣ кавалеристовъ царило полное равнодушіе къ занятіямъ, необходимымъ для подго-

Тот же текст в современной орфографии

В обеих армиях конница состояла из кирасирских, драгунских, уланских и гусарских полков; кроме того, у французов были конные егеря (chasseurs) и спаги (африканская конница).

Что касается вооружения, то существенная разница была относительно огнестрельного оружия. У германцев только драгуны и гусары (то есть 42 полка из 93) были вооружены карабинами, дальность которых однако не превышала 150 шагов; остальные же имели только пистолеты. Между тем во французской конниц большая часть полков (43 полка драгун, конных егерей и гусар) была вооружена карабинами Шаспо, стрелявшими на 800 шагов; остальные имели только пистолеты. Холодное оружие в обеих армиях почти ничем не отличалось: кирасиры имели палаши, прочие сабли, а уланы, сверх того, пики.

Таким образом, французская конница превосходила германскую огнестрельным действием. Но зато она значительно уступала своей сопернице в боевой подготовке. В этом отношении она явилась на войну весьма отсталою. Во Франции держались очень узкого взгляда на конницу, считая ее пригодною лишь для ударов во время боя в решительные минуты. Ограничивая этим роль ее на войне, упустили из вида ту громадную пользу, которую она приносит вне поля сражения, впереди и на флангах армии, сторожевою и разведывательною службою в самых широких размерах; наконец, не извлекли никакой пользы из опыта американской войны и не помышляли даже о каких-либо самостоятельных действиях конницы против флангов и сообщений противника. В мирное время в среде кавалеристов царило полное равнодушие к занятиям, необходимым для подго-