Страница:Очерки из истории конницы (Плеве, 1889).pdf/246

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


заботно предавался отдыху; его положеніе было тѣмъ опаснѣе, что различныя части войскъ, вступая на бивакъ ночью, перемѣшались между собою и расположились въ полнѣйшемъ безпорядкѣ.

Между тѣмъ прусскій IV корпусъ на разсвѣтѣ 30 августа выступилъ отъ Ремонвиля и направился къ Бомону. Отправленный съ утра на рекогносцировку, саксонскій уланскій полкъ дошелъ до Бельваля, а одинъ его эскадронъ, пробравшись черезъ лѣса, приблизился къ биваку французовъ у Бомона и увидѣлъ ихъ полную безпечность (черт. 46). По полученіи свѣдѣнія объ этомъ прусская пѣхота и артиллерія скрытно прошли черезъ лѣсъ Пти-Дьеле; выйдя изъ него, пѣхотныя части заняли ферму Птитъ-Форе и впереди лежащую высоту, батареи же стали восточнѣе фермы Босежуръ; и въ 12½ часовъ по французскому биваку былъ открытъ частый артиллерійскій огонь съ разстоянія менѣе версты.

Французы были застигнуты совершенно врасплохъ. Не предвидя столь близкой опасности, они предавались мирнымъ занятіямъ; кто закусывалъ, кто чистилъ ружье, кто спалъ. Командиръ корпуса, генералъ Фальи, и другіе начальники завтракали въ Бомонѣ. Лошади артиллеріи и конницы стояли разсѣдланными, многія изъ нихъ были на водопоѣ. Одна только пѣхотная бригада становилась въ ружье, такъ какъ, по диспозиціи, ей предстояло раньше другихъ двигаться къ Музону.

Страшная суматоха поднялась на французскихъ бивакахъ, когда на нихъ посыпались гранаты. Среди невообразимой суеты, бѣготни и криковъ, подъ огнемъ нѣмецкихъ орудій, офицеры, не получая никакихъ приказаній свыше, напрягали всѣ усилія, чтобы хоть кое-какъ собрать и устроить перемѣшавшіяся части. Не

Тот же текст в современной орфографии

заботно предавался отдыху; его положение было тем опаснее, что различные части войск, вступая на бивак ночью, перемешались между собою и расположились в полнейшем беспорядке.

Между тем прусский IV корпус на рассвете 30 августа выступил от Ремонвиля и направился к Бомону. Отправленный с утра на рекогносцировку саксонский уланский полк дошел до Бельваля, а один его эскадрон, пробравшись через леса, приблизился к биваку французов у Бомона и увидел их полную беспечность (черт. 46). По получении сведения об этом прусская пехота и артиллерия скрытно прошли через лес Пти-Дьеле; выйдя из него, пехотные части заняли ферму Птит-Форе и впереди лежащую высоту, батареи же стали восточнее фермы Босежур; и в 12 часов 30 минут по французскому биваку был открыт частый артиллерийский огонь с расстояния менее версты.

Французы были застигнуты совершенно врасплох. Не предвидя столь близкой опасности, они предавались мирным занятиям; кто закусывал, кто чистил ружье, кто спал. Командир корпуса, генерал Фальи, и другие начальники завтракали в Бомоне. Лошади артиллерии и конницы стояли расседланными, многие из них были на водопое. Одна только пехотная бригада становилась в ружье, так как по диспозиции ей предстояло раньше других двигаться к Музону.

Страшная суматоха поднялась на французских биваках, когда на них посыпались гранаты. Среди невообразимой суеты, беготни и криков, под огнем немецких орудий, офицеры, не получая никаких приказаний свыше, напрягали все усилия, чтобы хоть кое-как собрать и устроить перемешавшиеся части. Не-