Страница:Очерки из истории конницы (Плеве, 1889).pdf/56

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


шенно своеобразно, выказавъ глубокое пониманіе, какъ сущности дѣла, такъ и обстановки, при которой ему приходилось дѣйствовать. Вспомнимъ, что въ то время главныя особенности конницы въ западной Европѣ составляли: тяжесть вооруженія, неподвижность и дѣйствіе огнемъ въ конномъ строю. Петръ не увлекся этимъ образцемъ, а отдалъ предпочтеніе драгунамъ въ томъ видѣ, какъ ихъ понимали Густавъ Адольфъ и Карлъ XII. Дѣйствительно, на такомъ обширномъ и разнообразномъ театрѣ войны, какъ Россія, для борьбы съ такимъ противникомъ, какъ шведская конница, для тѣхъ назначеній, которыя Петръ возлагалъ на конницу, т. е. не только для атакъ на поляхъ сраженій, но и для дѣйствій на театрѣ войны, для дѣйствій партизанскихъ, — драгуны, по своей легкости, подвижности и способности къ бою, какъ въ конномъ, такъ и въ пѣшемъ строю, являлись наиболѣе соотвѣтственнымъ родомъ конницы. Въ виду этого Петръ сформировалъ только драгунскіе полки. Вмѣстѣ съ тѣмъ онъ считалъ необходимымъ имѣть значительное количество конницы, а потому постепенно увеличивалъ ее, такъ что въ 1709 году (годъ Полтавскаго сраженія) въ нашей арміи было уже 33 драгунскихъ полка.

Эти полки имѣли по 1000 коней каждый и дѣлились на 10 ротъ, а рота подраздѣлялась на 2 взвода, 2 роты составляли эскадронъ. Соотвѣтственно своему двоякому назначенію, драгуны были вооружены: для боя въ конномъ строю палашами и пистолетами, а для дѣйствій пѣшкомъ фузеями (ружьями) со штыками. Кромѣ того, они имѣли при себѣ шанцевый инструментъ: на каждую роту изъ 100 человѣкъ полагалось 80 топоровъ, 10 лопатъ и 10 кирокъ. Конское снаряженіе составляли нѣмецкое сѣдло и уздечка съ мундштукомъ.

Тот же текст в современной орфографии

шенно своеобразно, выказав глубокое понимание, как сущности дела, так и обстановки, при которой ему приходилось действовать. Вспомним, что в то время главные особенности конницы в Западной Европе составляли: тяжесть вооружения, неподвижность и действие огнем в конном строю. Петр не увлекся этим образцом, а отдал предпочтение драгунам в том виде, как их понимали Густав Адольф и Карл XII. Действительно, на таком обширном и разнообразном театре войны, как Россия, для борьбы с таким противником, как шведская конница, для тех назначений, которые Петр возлагал на конницу, то есть не только для атак на полях сражений, но и для действий на театре войны, для действий партизанских, — драгуны, по своей легкости, подвижности и способности к бою как в конном, так и в пешем строю, являлись наиболее соответственным родом конницы. Ввиду этого Петр сформировал только драгунские полки. Вместе с тем он считал необходимым иметь значительное количество конницы, а потому постепенно увеличивал ее, так что в 1709 году (год Полтавского сражения) в нашей армии было уже 33 драгунских полка.

Эти полки имели по 1000 коней каждый и делились на десять рот, а рота подразделялась на два взвода, две роты составляли эскадрон. Соответственно своему двоякому назначению, драгуны были вооружены: для боя в конном строю палашами и пистолетами, а для действий пешком фузеями (ружьями) со штыками. Кроме того, они имели при себе шанцевый инструмент: на каждую роту из сто человек полагалось восемьдесят топоров, десять лопат и десять кирок. Конское снаряжение составляли немецкое седло и уздечка с мундштуком.