Страница:Падение царского режима. Том 2.pdf/343

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

отношении я был, как посторонний человек: тогда был Чебышев, и при докладе я никаких возражений по этому поводу не встретил.

Смиттен. — Не докладывал ли вам Лядов и не было ли составлено записки, что спор сводился к вопросу о квалификации преступления?

Добровольский. — Никаких записок не было. Я хотел сказать, что, между прочим, — не помню, в этом докладе, или в другом, — было дело такого рода: осуждена была целая компания в Курской губ., чуть ли не в Брянском уезде, под названием «пиковые валеты». Это была все молодежь, студенты, гимназисты, какие-то барышни, которые составили компанию для экспроприации с политическим характером и ходили по магазинам. По их делу точно так же был приговор, затем ходатайство о смягчении участи, а государю я доложил, что хотя преступление судом признано, тем не менее, есть основание для помилования. Они были освобождены от наказания.

Председатель. — Кто ходатайствовал за них? Суд?

Добровольский. — Суд.

Председатель. — А кроме суда?

Добровольский. — А вот не помню, кажется, никто.

Председатель. — Яншин тоже помилован?

Добровольский. — Я думаю, нет; я бы знал.

Смиттен. — Позвольте мне продолжить вопрос. Следовательно, вы говорите, что Лядов вам не докладывал, доклад впервые был представлен Чаплиным и оставлен в благоприятном смысле, без вашего указания?

Добровольский. — Беседа была.

Смиттен. — Разрешение дела было благоприятно для Нахимова?

Добровольский. — Я все подробно доложил государю.

Смиттен. — До того, как вы были назначены министром юстиции, все ваше участие в деле заключалось в том, что, выслушав просьбу ген. Шатилова, вы переговорили об этом с сенатором Чебышевым?

Добровольский. — Я проверил мое мнение.

Смиттен. — Не обратились ли вы с просьбой в министерство юстиции задержать это дело? Не предупреждали ли вы, что будет просьба о помиловании?

Добровольский. — Я даже не знаю, когда Нахимовым был подано прошение.

Смиттен. — Значит, вы впервые узнали, вступив в должность?

Добровольский. — Да.

Председатель. — Вы твердо помните, что до назначения вашего министром юстиции вы не знали об этой, по вашему мнению, несправедливости, причиненной судом Нахимову?