Страница:Падение царского режима. Том 7.pdf/236

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Щербатов. — Совершенно не помню.

Председатель. — «5-го сентября 1915 года за № 58837 Джунковскому по совершенно секретному ордеру князя Щербатова — 12.000».

Щербатов. — Это было, когда он уходил. Его уволили, а человек он без всяких средств. Он уходил в армию, и ему нечем было расплатиться за квартиру. Человек он бескорыстный, честный, который берег эти деньги. Деньги эти считались находившимися в его распоряжении. Я считал, что нельзя отставить человека, чтобы после него оставить долги.

Иванов. — Это в виде награды?

Щербатов. — В виде единовременного пособия, потому что, при тогдашних отношениях, какие-либо единовременные ходатайства встретили бы отказ, а по существу я считал, что это было бы в высшей степени несправедливо. Я считал себя морально совершенно правым.

Председатель. — На бланке директора департамента полиции за подписью Брюн-де-сент-Ипполита от 1-го сентября 1915 года в деле № 730 департамента полиции по 3-му делопроизводству о деньгах, представляемых господину директору департамента полиции на известное министру и товарищу министра внутренних дел назначение, значится следующее: «В 3-е делопроизводство департамента полиции. Препровождая при сем совершенно секретно ордер господину управляющему министерством от 31-го августа 1915 года, прошу выдать свиты генералу Джунковскому указанные в ордере деньги на известное его сиятельству назначение».

Щербатов. — Из тех денег, которые были в его вполне безотчетном распоряжении.

Иванов. — То-есть в распоряжении министра и Джунковского?

Щербатов. — Да.

Председатель. — Так что это те деньги, которые были у него на руках?

Щербатов. — Нет, это те суммы, которые он мог бы истратить на законном основании.

Председатель. — Но вам не казалось, что все-таки круг назначения этих трат определенный?

Щербатов. — Да, но практика была такова. Мне казалось, что, во всяком случае, пострадавшему лицу, можно было дать.

Председатель. — Скажите пожалуйста, вам известно что-нибудь о деятельности Крыжановского, который занимал при вас должность государственного секретаря?

Щербатов. — Нет, ничего.

Председатель. — В деле проведения выборов в Государственные Думы?

Щербатов. — При мне этого не было.