Страница:Паозерский. Русские святые пред судом истории (1923).djvu/144

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

находилась и могила его матери, княгини Феодосии, в монашестве Евфросинии (существующая и поныне); точно так же и во Владимирской Георгиевской церкви о-бок с гробницей Феодора стоит и гробница его матери Феодосии[1].

Опираясь на летописные сказания, можно с большею вероятностью предполагать, что Феодор погребен в Новгороде; но тогда чью же гробницу заставляют лобызать доверчивых богомольцев во Владимире?

К этому следует присоединить еще маленькую подробность: во Владимире долго архиепископствовал Сергий, усердно занимавшийся агиологией и, стало быть, не могший не знать истории князя Феодора, и пред «гробницею» последнего во Владимирской церкви все же служились молебны, и верующие допускались к поклонению ей. Затем в IV книге трудов Владимирской ученой архивной комиссии, вышедшей еще в 1902 году, помещена была обстоятельная статья священника М. А. Сперанского «Древние гробницы Георгиевской церкви в губернском гор. Владимире», в которой автор основательно доказывал, что владимирские гробницы никак нельзя считать гробницами князя Феодора и матери его Феодосии, но поклонении перед ними продолжается и до сих пор.

Жития святых этой группы носят почти все легендарный характер: чудеса рассыпаны чуть не на каждой строчке, даже там, где их и не нужно.

Пальму первенства в этом отношении следует отдать житию Сергия радонежского. Чего только нет в жизнеописании этого угодника: он до рождения трижды кричит во чреве матери и так громко, что слышат даже, окружающие; в среду и пятницу не берет материнской груди, чтобы не оскоромиться; будучи туповатым к ученью, сразу начинает читать псалтырь и т. п.[2]

Такими баснями да рассказами о фактах, вряд ли могущих послужить ко славе преподобного, и заполнено все житие.

Что касается фактов, не говорящих в пользу Сергия, то все они заботливо изгнаны: обойдена, напр., молчанием жалоба митрополита Киприана на то, что Сергий, видя истязания его вёликим князем Димитрием Ивановичем и имея огромное влияние на последнего, не счел нужным вступиться за владыку; пропущен и рассказ о поездке Сергия в Нижний-Новгород для закрытия церквей, чтобы

  1. Голубинский, «История кан.» стр. 123, прим. 1.
  2. Филарет, «Жития св.» 25 сентября.