Страница:Паозерский. Русские святые пред судом истории (1923).djvu/33

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

В общежительных монастырях дело не могло простираться до таких крайностей, но и там, по словам царя, в келлии приходит лица женского пола, а молодые ребята даже невозбранно живут по келлиам.

Еще более жаловался царь на другой порок, господствовавший в обителях, — на нетрезвость и «безмерное упивание».

В некоторых монастырях не соблюдались правила относительно трапезы: для настоятелей и даже соборных старцев готовилась особая, лучшая, пища, и они вкушали ее в своих келлиах, а не в трапезе,

От желающих поступить в монастырь требуются вклады, отчего туда поступают только люди богатые, которые, по меткому выражению Грозного, «постригались лишь покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать и ездить по селам для прохлады».

«А еще, — жаловался Иван собору, — некоторые архимандриты и игумены власти докупаются, а потом службы божией не служат, трапезы и братства не знают, покоят себя в келлии и с гостьми, да племянников своих помещают в монастыре и доводят всем монастырским, также и по селам; всем распоряжаются сами без соборных старцев и монастыри и села монастырские опустошают со своими племянниками, тогда как бедные братия остаются алчны и жадны, терпят всякую нужду и не имеют никакого покоя. Весь покой монастырский и богатство и всякое изобилие во властех, которое истощают они с своими родственниками, боярами, гостьми и друзьями».

«В монастыри богомольцы дают вотчины и села на помин своих родителей, а иные вотчины и села прикупают сами монастыри, еще иные угодья выпрашивают у меня. Между тем братии во всех монастырях по старому, инде и меньше; едят и пьют братия скуднее прежнего, и строения в монастырях нового не прибавляется и старое опустело. Где ж прибытки? Кто ими корыстуется?[1].

И царь Иван, вопреки обыкновению, в данном случае не сгущал красок: то же самое говорят о монашестве и другие тогдашние писатели — князь-инок Вассиан Патрикеев-Косой и Максим Грек.

Первый укоряет монахов за то, что они, «на соблазн в мире бродят и скитаются всюду и смех творят всему миру», что они

  1. Стоглав, Каз. изд., гл. V; Макарий, «История р. церкви», т. VII, стр. 90 и д.