Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/62

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


возраста Ш. Бюлер. На вопрос, что такое эпоха полового созревания, она отвечает, что это есть возраст, в котором созревают первичные и вторичные половые признаки. Вместе с наступлением этого созревания заканчивается детство и наступает юность. Половое созревание идет рядом с целым рядом психологических явлений, которые стоят в осмысленной биологической связи с половым созреванием. Это психическое созревание часто предшествует физическому и длится после него.

Биологический смысл этого явления заключается в том, что этот процесс представляет как бы психологическую сторону той „потребности в дополнении“, которая лежит в основе полового инстинкта. Биологический смысл явлений, сопровождающих созревание, заключается в том, что индивид вырывается из своего покоя и испытывает „влечение к дополнению“. Эти явления создают у индивидума потребность в дополнении, делают его беспокойным в его одиночестве, и это „стремление к другому“, „стремление к дополнению“ составляет биологический смысл созревания.

Таким образом, согласно этой теории, созревание протекает как бы в двух планах, из которых один соответствует другому, и которые оба связаны единым биологическим смыслом.

Однако, эти вторичные явления созревания не составляют простой параллели или простого зеркального отражения, но в свою очередь могут существенно изменить всю картину созревания.

Ш. Бюлер вводит в высшей степени важное различение двух основных форм созревания: исходную или примитивную форму, при которой господствует непосредственная связь между каждым отдельным психологическим явлением и половым созреванием. Каждое из этих явлений служит прямо и непосредственно созревающему стремлению и может рассматриваться, как часть его или надстройка над этим инстинктом.

Но над этой примитивной формой возвышаются сложные формы культурного созревания. И это культурное созревание не порывает своей связи с природой, и здесь возвращаются природные сексуальные инстинкты, но здесь их появление оказывается более сложным, преобразованным., обогащенным другими явлениями психологического созревания, которые основываются на других задатках культурного человека.

Поэтому, говорит этот автор, было бы ложно, если бы кто-нибудь пытался, как это часто делают, поставить все явления созревания культурного человека в прямую каузальную связь с явлениями полового созревания. Социальное включение, выбор профессии и другие моменты являются, таким образом, не связанными непосредственно с явлениями полового созревания. Но основой все же остается „потребность в дополнении“, из которой вытекают основные черты структуры этого возраста. Та же по существу потребность определяет и душевное созревание: именно тоска и стремление, искание, которое дает всем функциям направленность на будущее.