Страница:Пир (Платон, Городецкий).pdf/21

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

часъ! Пусть начнетъ Федръ и скажетъ похвальное слово Эросу!

Съ мнѣніемъ Сократа согласились и всѣ прочіе и потребовали совершенно того же, что и Сократъ.

Но всего, что высказано каждымъ въ отдѣльности, не вполнѣ хорошо помнилъ и самъ Аристодемъ, да и я не припомню всего, что мнѣ пришлось слышать отъ него. А что въ особенности и чьи именно рѣчи наиболѣе заслуживали вниманія, все это я перескажу вамъ по порядку.

VI. Такимъ образомъ, первымъ, какъ уже сказано, продолжалъ онъ, говорилъ Федръ, поведшій свою рѣчь что-то издалека, что Эросъ-де — богъ великій и высокочтимый и между людьми и между богами, какъ вообще по весьма многимъ причинамъ, такъ въ особенности благодаря своему происхожденію. И тутъ, сказалъ онъ, существенное значеніе имѣетъ то обстоятельство, что Эросъ является однимъ изъ старѣйшихъ боговъ, а это доказывается тѣмъ, что у Эроса нѣтъ родителей и никѣмъ они не называются, ни прозаиками ни поэтами. Гезіодъ же говоритъ, что прежде существовалъ Хаосъ, а потомъ — «Широкогрудая Земля, всѣхъ безсмертныхъ всегда безопасное ложе, и Эросъ»[1].

Такимъ образомъ, эти двое, т.-е. Земля и Эросъ, говоритъ онъ, возникли послѣ Хаоса[2]. А Парменидъ

  1. Слишкомъ смѣлое утвержденіе Федра: Алкей называетъ Эроса сыномъ Зефира и Ириды. Симонидъ сыномъ Ареса и Афродиты, а Эврипидъ — сыномъ Зевса («Ипполитъ», 538).
  2. «Теогонія», стих. 117 и слѣд.
Тот же текст в современной орфографии

час! Пусть начнет Федр и скажет похвальное слово Эросу!

С мнением Сократа согласились и все прочие и потребовали совершенно того же, что и Сократ.

Но всего, что высказано каждым в отдельности, не вполне хорошо помнил и сам Аристодем, да и я не припомню всего, что мне пришлось слышать от него. А что в особенности и чьи именно речи наиболее заслуживали внимания, всё это я перескажу вам по порядку.

VI. Таким образом, первым, как уже сказано, продолжал он, говорил Федр, поведший свою речь что-то издалека, что Эрос-де — бог великий и высокочтимый и между людьми и между богами, как вообще по весьма многим причинам, так в особенности благодаря своему происхождению. И тут, сказал он, существенное значение имеет то обстоятельство, что Эрос является одним из старейших богов, а это доказывается тем, что у Эроса нет родителей и никем они не называются, ни прозаиками ни поэтами. Гезиод же говорит, что прежде существовал Хаос, а потом — «Широкогрудая Земля, всех бессмертных всегда безопасное ложе, и Эрос»[1].

Таким образом, эти двое, т. е. Земля и Эрос, говорит он, возникли после Хаоса[2]. А Парменид

  1. Слишком смелое утверждение Федра: Алкей называет Эроса сыном Зефира и Ириды. Симонид сыном Ареса и Афродиты, а Эврипид — сыном Зевса («Ипполит», 538).
  2. «Теогония», стих. 117 и след.
13