Страница:Платоновы разговоры о законах (Платон, Оболенский).pdf/78

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
68


Кл. Вѣроятно.

Аѳ. Но чей судъ основательнѣе, благороднѣйшей души или худшей?

Кл. Необходимо благороднѣйшей.

Аѳ. Слѣдовательно и несправедливая жизнь не только постыдна, и низка, но истинно непріятнѣе жизни справедливой и благочестной.

Кл. По етому слову такъ должно быть.

Аѳ. Но еслибъ даже сіе было иначе, нежели какъ мы говоримъ, и благомыслящій законодатель для пользы юношества позволилъ бы себѣ ложь: то что можетъ быть невиннѣе и полезнѣе сей лжи, которая можетъ заставить насъ добровольно исполнять справедливость?

Кл. Истина прекрасная, неизмѣняемая; но не легко убѣдить въ ней.

Аѳ. Положимъ такъ. Но не трудно было убѣдить въ баснословномъ сказаніи о Сидонскомъ Кадмѣ и во многихъ другихъ невѣроятностяхъ.

Кл. Въ какомъ сказаніи?

Аѳ. Будто изъ посѣянныхъ зубовъ нѣкогда произрасли воины. Вотъ сильное доказательство для всякаго законодателя, что онъ можетъ убѣдить юные умы во всемъ, въ чемъ только пожелаетъ. Ему остается только обдумать, какое убѣжденіе можетъ принести отечеству болѣе пользы, и потомъ употребить все стараніе къ тому,


Тот же текст в современной орфографии


Кл. Вероятно.

Аф. Но чей суд основательнее, благороднейшей души или худшей?

Кл. Необходимо благороднейшей.

Аф. Следовательно и несправедливая жизнь не только постыдна, и низка, но истинно неприятнее жизни справедливой и благочестивой.

Кл. По этому слову так должно быть.

Аф. Но если б даже сие было иначе, нежели как мы говорим, и благомыслящий законодатель для пользы юношества позволил бы себе ложь: то что может быть невиннее и полезнее сей лжи, которая может заставить нас добровольно исполнять справедливость?

Кл. Истина прекрасная, неизменяемая; но нелегко убедить в ней.

Аф. Положим так. Но нетрудно было убедить в баснословном сказании о Сидонском Кадме и во многих других невероятностях.

Кл. В каком сказании?

Аф. Будто из посеянных зубов некогда произросли воины. Вот сильное доказательство для всякого законодателя, что он может убедить юные умы во всём, в чём только пожелает. Ему остается только обдумать, какое убеждение может принести отечеству более пользы, и потом употребить всё старание к тому,