Страница:Победоносцев. Курс гражданского права. Ч. II (1896).pdf/41

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 28 —

лишь придаточную принадлежность. Понятие высших классов о приданом иногда вовсе извращается в крестьянском быту: кажется естественнее, чтоб жених платил, или семья его платила за невесту, как за приобретение рабочей силы, выходящей из другой семьи, и эта плата по обычаю обращается или в пользу чужой семьи, или в пользу самой невесты, на брачные расходы. Плата эта известна в некоторых местностях под разными названиями: запрос, вклад, вывод, клажа, кладка, выход, выговор. Во многих местностях между крестьянами приданое состоит только в снаряде платьем, утварью, иконами, а денежная передача всегда предполагается — от жениха отцу невесты. Эти деньги не подлежат уже возвращению после брака, когда он состоялся и продолжается, тогда как приданое после смерти бездетной жены обыкновенно обращается к родным ее.

Закон, требуя для вступления в брак действия свободной воли, с другой стороны, в иных случаях ограничивает эту волю по соображениям семейственного или государственного права и требует, чтобы воля вступающего в брак была дополняема в этом решительном своем действии другою волей господствующей. На этом основании требуется согласие родителей, попечителей и проч. У нас (Зак. Гр., изд. 1887 г., ст. 6) запрещается вступать в брак без согласия родителей, опекунов и попечителей[1] (запрещение вступать в брак без согласия опекунов

  1. Русский закон запрещает вообще детям (не одним только несовершеннолетним) вступать в брак без согласия родителей. Отсюда следует, что и совершеннолетние должны испрашивать таковое согласие. Повенчанный брак без согласия родителей не уничтожается, но возможно ли самое венчание без сего согласия, о сем закон умалчивает. Между тем по греко-римским (градским) законам кормчей сын и дочь эмансипированные (совершеннолетние) могли вступать в брак по своему усмотрению, если имели более 26 лет от роду. Моложе 25 лет дочь должна была испрашивать согласие отца, а в отсутствие его — родственников и начальства (Кормч. Зак. Град. Гр. 4, гл. 3, 7—9. Гл. 10, 24. Гл. 12, 15, 19). За вступление в брак без согласия родителей уголовный закон (Улож. изд. 1885 года, ст. 1540, 1566) угрожает тюремным заключением на срок от 4 до 8 месяцев. Не подлежит сомнению, что наказание не может иметь места, равно как и опровержение правильности совершения брака неуместно, когда есть удостоверение о том, что родители, зная о совершившемся браке, не заявили своевременно о своем несогласии или запрещении.
    Любопытны в этом отношении указания нашей старой церковно-судебной практики (нынешняя нам неизвестна). В прошлом столетии епархиальное начальство, вступаясь в дела о несогласии родителей на брак, разбирало: каких лет дети, отделены ли, имеют ли свое достояние и общественное положение, и уважительны ли причины запрещения, и затем, смотря по обстоятельствам, постановляло определение или о разрешении или о запрещении вступать в брак без согласия родителей. См. Розонова — Историю Моск. епарх. управления. Дела митр. Платона. См. также Отзывы и мнения митр. Филарета, т. V, стр. 477—479.