Страница:Победоносцев. Курс гражданского права. Ч. I (1896).pdf/335

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 310 —

право собственности, столь же священное и подлежащее такому же ограждению, как и право, соединенное с крупным владением и основанное на непререкаемых формальных документах передачи и приобретения. Для великого множества сих владении право давности служить самою крепкою гарантиею собственности, ибо многие владельцы, при всей законности приобретения, лишены возможности оправдать свое владение формальным документом.

Нельзя не принять в соображение того обстоятельства, что, до последнего времени, переходы по наследству совершались большею частью без утверждения и ввода, что передачи владений без актов случались нередко, особливо между неграмотными, и притом не по прямому умыслу, а по нужде; что истребление старых актов пожарами не только в руках у частных лиц, но и в архивах, было обыкновенным у нас явлением. Возможно ли без нарушения государственной справедливости допустить, чтобы все это множество владельцев, большею частью бедных и мелких, — было потрясено в уверенности о своем владении; а это потрясение должно произойти неизбежно, если они окажутся изъятыми от благодетельного действия давности и поставлены будут, не имея противника и спорщика, в необходимость доказывать свое спокойное, никем не отрицаемое право, и при том еще в порядке неполного производства, без форм, присвоенных состязательному судебному процессу.

По всем сим соображениям, никак не следует, в уставе о предполагаемых новых крепостных учреждениях и крепостной записке, колебать право давности — коренное учреждение, неразрывно связанное в нашем законодательстве с целою системою прав гражданских.

Примечание 5. Вотчинная записка в прибалтийских губерниях.

В гражданских законах прибалтийского края принято постановление римского права о приобретении права собственности через передачу (799—808 ст.). Но германское начало укрепления выражается в обряде ипотечной записки. Передачею недвижимости утверждается право лишь между сторонами, участвовавшими в сделке: полное право собственности на недвижимость усваивается лишь вследствие постановления подлежащего присутственного места о внесении юридического основания приобретения и изготовленных по оному актов, в публичные, установленные для сего крепостные книги. В эти книги должно вносить всякое отчуждение недвижимости и всякую перемену в лице ее собственника, а равно и сервитуты, лежащие на имении (ст. 809, 810, 1262). До внесения в книгу приобретатель не имеет в отношении к посторонним лицам никаких прав; он не может пользоваться ни одним из соединенных с собственностью преимуществ, и должен признавать в силе все касающиеся до той недвижимости действия того, кто значится ее собственником по крепостным книгам. Затем ввод во владение не есть условие существенно необходимое для приобретения имения в собственность (ст. 813, 814).

Со введением в прибалтийских губерниях нового порядка судопроизводства, образованного по правилам судебных уставов 1864 года, законом 1889 года в значительной степени изменены действовавшие до