Страница:Победоносцев. Курс гражданского права. Ч. I (1896).pdf/645

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 620 —

ней предложенной цене (Пол. Взыск. Гражд., ст. 364. Срав. еще 1068 ст. Уст. Суд. Гражд.). Прекращение главного обязательства влечет за собой прекращение закладного права; но наоборот, с прекращением сего последнего, не всегда еще прекращается действие обязательства. Пример см. Зак. Гражд., 1664 ст. п. 1.

Заклад, также как и залог, служит исключительно средством к удовлетворению обеспеченного взыскания, и при несостоятельности должника не идет в раздел между кредиторами. Однако в этом отношении, при несостоятельности должника, закон делает различие между закладными на движимое и домовыми закладными письмами. Первые принадлежат к числу необходимо явочных актов, следовательно в них время совершения их, время установления закладного права, оглашается и определено всегда с полной достоверностью: сомнения быть не может в законности и действительности преимущества по времени. Напротив, последний пишутся дома, могут быть не представляемы к явке и совершаются в безгласности, так чти недобросовестный должник может, в ущерб своим кредиторам, выдать от себя безгласно закладные письма задними числами, чтобы уменьшить массу кредиторского достояния. Для противодействия такому злоупотреблению постановлено, что при несостоятельности должника домовое закладное письмо его, неявленное где и как следует, стало быть не имеющее вполне твердого и достоверного числа, не пользуется правом исключительности, и заклад обращается в массу, а залогодержатель удовлетворяется даже после всех явленных обязательств (Гр. 1674, 1677. Зак. Суд. Гражд., ст. 513 п. 2, 635). При несостоятельности должника домовые закладные на движимость уступают казенному взысканию, если даны после присуждения и огласки по присутственным местам казенного взыскания: они удовлетворяются после казны. Иначе разумеются закладные на недвижимое имение: здесь сомнение разрешается по времени, когда наложено запрещение на имение (Зак. Суд. Гражд., ст. 513 п. 2, 3).

Когда предметом заклада служит не вещь, а кредитная или долговая бумага, тогда по свойству имущества осуществление закладного права должно отличаться некоторыми особенностями: но закон у нас не установляет особых правил по этому предмету. Без особых правил здесь однако же обойтись трудно. Долговая бумага не есть натуральная вещь, следовательно к ней не всегда подходит понятие о продаже как способе удовлетворения. Здесь может быть несколько случаев. Может быть долговая бумага безыменная, которая в чьих бы руках ни находилась, служит