Страница:Победоносцев. Курс гражданского права. Ч. I (1896).pdf/727

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 702 —

исходило в прежние времена писцовое измерение и описание земель, первоначальным и самым твердым способом для определения дачи приняты были писцовые книги. Акты сего рода как нельзя лучше соответствовали делу межевания: межевание не имело целью разбирательство вотчинных прав каждого владельца, и потому не касалось поверки оснований приобретения; крепость нужна была межеванию лишь в той мере, в какой представляла твердые данные для исчисления количества и для определения местности владения, и лица, которое следовало означить владельцем в межевых актах. Писцовые книги не крепости: ими не приобреталось и не утверждалось право. Это были акты хозяйственного и финансового описания земель, принадлежащих ко всем дачам уезда и стана, с означением урочищ, угодий, поселений и прочих хозяйственных принадлежностей каждого владения. Посему писцовая книга служила токмо законным удостоверением владения, найденного писцом в той или другой местности, но не удостоверением права, которое могло вовсе и не быть твердо, и во всяком случае основывалось на крепостях, независимо от писцовой книги: только по писцовой книге межевщик мог удобнее всего определить настоящую дачу (хотя впрочем межевой закон, допуская возможность ошибки со стороны писцов, и предпочитая всему бесспорное владение, не придавал писцовым книгам значения безусловного, и данные, взятые из писцовых книг, должны были уступать согласному отводу бесспорных владельцев и живым урочищам, в крепостях означенным).

Составление писцовых книг относится к трем главным эпохам, к концу XV и началу XVI столетия — эпоха приобретений и завоеваний Ивана Грозного; к первой половине XVI столетия — когда восстановлялось государство после московского и всероссийского разорения; и к концу XVII столетия, когда описание земель стало совершаться в общей системе, посылкою валовых писцов, и по правилам вновь изданных писцовых наказов.

В писцовые книги должно было входить полное хозяйственное описание всех составных частей города и уезда. Повсюду писец обязан был отмечать, каким кто владеет имуществом, на каком праве, т. е. на своем или на казенном. Означая участие каждого в податях и повинностях, писец разделял жителей на сохи, по достаткам и промыслам; казенные оброчные статьи, никому не отданные в дачу, отдавал в оброчное содержание, с подробными отметками о сем в книге. С описанием соединялась и поверка показаний, данных местными жителями, но документам владения, и по прежним писцовым книгам.

В каждом стане, волости и погосте писцовые книги перечисляют поименно всех, владеющих землею, поименовывают числящиеся за каж-