Страница:Популярная астрономия (Фламмарион, Двигубский, 1913).pdf/130

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


124 науки? Мы лепечемъ азбуку, въ то время, какъ вѣчная библія для насъ закрыта.

Но такъ начинается всякое чтеніе, и эти первыя слова вѣрнѣе всѣхъ доказательствъ древняго невѣжества и человѣческаго тщеславія. IV. фйзййеекое опйеайіе Дуйы.

Горы; равнины, называемыя морями. — Селенографія.—

Карта Луны. — Древніе физическіе перевороты на Лунѣ.

Луна до сихъ поръ не нерестала быть проблемой для Земли. Человѣческій духъ ненасытенъ въ отношеніи познанія; ему присуще стремленіе проникать въ природу вещей и строить предположенія въ тѣхъ случаяхъ, когда онъ не можетъ доискаться сути. Какъ пріятно ему было бы узнать, что происходитъ въ столь близкомъ къ намъ мірѣ, какъ Луна! Дѣйствительно, что такое разстояніе въ 51 тысячу географическихъ миль, отдѣляющее насъ отъ него, въ сравненіи съ отдаленіемъ свѣтилъ, отстоящихъ отъ насъ на десятки, сотни и тысячи мплліонповъ миль въ необъятномъ просторѣ небесъ! Наша гордость, уже польщенная сознаніемъ, что нашъ шаръ—хозяинъ этой провинціи, сдѣлалась бы гораздо больше, будучи увѣрена, что нашъ спутникъ населенъ разумными существами, способными понять и оцѣнить нашу планету, оказывающую имъ не меньше благодѣяній, нежели само Солнце.

Ббльшая часть древнихъ мудрецовъ сказали свое слово о Лунѣ. Не имѣя достаточно средствъ для наблюденій, они разсуждали о ней на основаніи простого здраваго смысла. Одни догадались даже, что она не имѣетъ собственнаго свѣта и блеститъ свѣтомъ, заимствованнымъ у солнечныхъ лучей.

Таково было мнѣніе Ѳалеса, Анаксимандра, Анаксагора и Эмпедокла. Этотъ послѣдній мудрецъ, по словамъ Плутарха, пришелъ къ этому заключенію въ силу того, что лунные лучи достигаютъ къ намъ менѣе яркими и не приносятъ замѣтной теплоты.

Проклъ въ своемъ Комментаріи на Тимея приводитъ три стиха приписываемые Орфею, въ которыхъ говорится, что „Богъ создалъ еще другую громадную землю, которую безсмертные называютъ Селеною, а люди—Іуною, и на которой возвышаются многочисленныя горы и помѣщается большое количество городовъ и жилищъ". Ученіе Ксенофонта совершенно сходно съ мнѣніемъ Орфея. Анаксагоръ говорилъ о горахъ, лугахъ и долинахъ Луны, но не упоминалъ о городахъ и жилищахъ.

Пиѳагоръ и его ученики высказывались гораздо опредѣленнѣе по этому вопросу, завѣряя, что „Луна есть земля, подобная обитаемой пами, но съ той разницей, что она населена животными гораздо большими и деревьями гораздо лучшими: лунныя существа своимъ ростомъ и силою въ пятнадцать разъ превосходятъ земныя". Діогенъ Лаэрцскій приписывалъ Гераклиду изъ Понта очень своеобразное утвержденіе. По словамъ этого историка, Гераклидъ утверждалъ, что былъ знакомъ съ однимъ жителемъ Луны, спустившимся на Землю, но отъ описанія его онъ воздержался. Преданіе добавляетъ, что