Страница:Популярная астрономия (Фламмарион, Двигубский, 1913).pdf/348

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


342 Такъ говоритъ краснорѣчивый римлянинъ. За этими семью кругами находилась сфера неподвижныхъ звѣздъ, которая составляла восьмое небо. Девятое небо было „перводвижимоегдѣ въ среди е вѣка помѣщали Эмпирей, или жилище блаженныхъ. Все это зданіе было построено изъ горнаго хрусталя, какъ предполагалъ темный людъ и даже философы. Только нѣкоторые высокіе умы не признавали въ буквальномъ смыслѣ твердости небесъ (напримѣръ, Платонъ); но большинство ученыхъ объявили, что они не зъ состояніи понять механизма и движенія звѣздъ, если небеса состоятъ не изъ крѣпкаго вещества, прозрачнаго и не портящагося. Какъ интересную подробность, можно привести, напримѣръ, мнѣніе знаменитаго архитектора Витрувія, что ось, проходящая черезъ земной шаръ, очень крѣпка, выступаетъ за южный и сѣверный полюсы и продолжается до неба, гдѣ вертится въ подшипникахъ. Онъ же упоминаетъ объ авторахъ, которые думали, что вдали отъ Солнца планеты движутся медленнѣе оттого, что онѣ тамъ плохо видятъ. Древніе физики принимали аэролиты за куски, отдѣлившіеся отъ небеснаго свода, которые, подъ дѣйствіемъ центробѣжной силы, падали на землю вслѣдствіе собственной тяжести. Это утверждалъ одинъ римскій кардиналъ Гумбольдту даже еще въ началѣ XIX столѣтія.

Что касается до гармоніи небесныхъ сферъ, то даже Кеплеръ вѣрилъ въ нее въ XVII столѣтіи. Сатурнъ и Юпитеръ были у него басы, Марсъ—теноръ, Венера—контръ-альтъ, а Меркурій—сопрано.

Эта система планетъ, кружащихся около насъ, казалась очень простой. Но мы увидимъ далѣе, что согласіе это было только кажущимся, что, при внимательномъ разсматриваніи подробностей, простота становится все сложнѣе и сложнѣе, и что эта постройка не могла выдержать нападковъ разумной мысли. Дѣйствительно, для того, чтобы построенный такимъ образомъ міръ могъ существовать, нужны были бы такія механическія условія, которыхъ не существуетъ. Нужно было бы, напримѣръ, чтобы Земля была тяжелѣе Солнца, чего на самомъ дѣлѣ нѣтъ; чтобы она была важнѣйшимъ тѣломъ солнечной системы,—что еще менѣе того возможно; чтобы звѣзды не были на такомъ разстояніи, которое, дѣйствительно, отдѣляетъ насъ отъ нихъ; однимъ словомъ, для того, чтобы міръ могъ обращаться вокругъ насъ, нужно было бы его создать иначе, чѣмъ каковъ онъ есть въ дѣйствительности. Земля, какова она теперь, неудержимо вертится вокругъ Солнца и повинуется тому, кто сильнѣе ея Поэтому, понятно, что по мѣрѣ того, какъ астрономическія наблюденія становились все болѣе и болѣе многочисленными и точными, та простота движеній, съ которой мы познакомились элементарнымъ образомъ, должна была подвергнуться безчисленнымъ поправкамъ. Вотъ главныя осложненія, которыя были слѣдствіемъ усовершенствованія астрономическихъ наблюденій.

Аристотель и Птоломей, въ согласіи съ другими философами, объявили, что кругъ—самая совершенная изъ геометрическихъ фигуръ и что небесныя тѣла, божественныя и нѳтлѣнныя, не могутъ двигаться вокругъ центральнаго земного шара иначе, какъ по кругу.

Между тѣмъ, истина заключается въ слѣдующемъ: 1) небесныя тѣла отнюдь не обращаются вокругъ земного шара; 2) всѣ планеты вмѣстѣ съ Землею двигаются вокругъ Солнца, относительно неподвижнаго; 3) движутся онѣ не но кругамъ, а по эллипсамъ.