Страница:Популярная астрономия (Фламмарион, Двигубский, 1913).pdf/425

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


419 у Паллады, привели его къ заключенію о вѣроятности вращенія этой планеты въ двадцать четыре часа.

Дополнимъ, наконецъ, всѣ эти данныя замѣчаніемъ, что громадныя атмосферы изъ паровъ, замѣченныя Гершелемъ и Шретеромъ вокругъ 'четырехъ первыхъ, по времени открытія, малыхъ планетъ, были оптическимъ обманомъ, происшедшимъ вслѣдствіе несовершенства ихъ инструментовъ. Въ дѣйствительности не видно никакой атмосферы, такъ же какъ не видно и атмосферы Марса или Венеры: мы наблюдаемъ лишь ея дѣйствія. Мы можемъ, однако, сказать, что эти четыре планеты, будучи изслѣдуемы въ спектроскопъ, даютъ полосы поглощенія, что указываетъ на присутствіе вокругъ нихъ легкой атмосферы. Болѣе полное знакомство съ этими интересными малыми мірами можетъ быть только при условіи крупнаго усовершенствованія въ оптикѣ, въ чемъ мы не должны отчаиваться. VI. |0пйтеръ—йспорййъ міровъ.

Описаніе системы міра приводитъ насъ теперь къ наиболѣе значительной планетѣ всей солнечной системы: передъ ней блѣднѣетъ и исчезаетъ интересъ, который могли представлять для насъ предыдущія области. И какъ бы для того, чтобы противопоставленіемъ поразить насъ еще сильнѣе, описанію исполина міровъ, но естественному порядку вещей, долженъ былъ предшествовать обзоръ маленькихъ астероидовъ, черезъ область которыхъ, покинувъ орбиту Марса, мы только что прошли.

И дѣйствительно -это гигантъ міровъ. Когда Юпитеръ сверкаетъ среди звѣздъ безмолвной ночи, и наши взоры устремлены на него, кто могъ бы предположить, любуясь этой простой блестящей точкой, что это огромный и массивный шаръ, превосходящій нашу Землю въ 309 разъ по вѣсу и въ 1.279 разъ по своему колоссальному объему! Наши глаза устремлены на него; его свѣтъ до того ярокъ, что даетъ тѣнь, подобно свѣту Венеры; но необычайную величину этого отдаленнаго свѣтила даже и не подозрѣваешь.

Направимъ на него небольшую зрительную трубу: уже ея достаточно, чтобы увеличить эту точку, придать ей круглую форму диска и показать четырехъ спутниковъ, сопровождающихъ ее въ небесномъ полетѣ. Побуждаемые любопытствомъ, приведемъ планету въ поле зрѣнія обыкновенной астрономической трубы, объективъ которой имѣетъ 4'/, англ, дюймовъ въ діаметрѣ, и длина которой равняется 51 /4 фут.—мы вдругъ увидимъ, какъ въ этомъ темномъ полѣ засверкаетъ ослѣпительное, величественно двигающееся солнце, позволяющее съ перваго же взгляда убѣдиться въ сфероидальной формѣ его диска, сильно сжатаго у двухъ полюсовъ, а также замѣтить облачныя полосы, обозначающія его экваторіальный поясъ. Какъ поразительна эта картина! Каждый могъ бы доставить себѣ это зрѣлищу, но никто объ этомъ не думаетъ. Это уже не звѣздная точка — а міръ. Наша мысль съ трудомъ можетъ охватить его, имѣя въ виду, что, если бы весь онъ былъ окруженъ глубокими водами обширнаго океана, паро-