Страница:Популярная астрономия (Фламмарион, Двигубский, 1913).pdf/438

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


432 первоначальную теплоту дольше насъ, благодаря своему объему п массѣ. Но на столько ли высока эта собственная. теплота Юпитера, чтобы помѣшать всякому проявленію жизни, и не находится ли этотъ шаръ еще теперь если не въ состояніи сіяющаго солнца (потому что его спутники исчезаютъ въ его тѣни и не получаютъ отъ него никакого свѣта), то, по крайней мѣрѣ, въ состояніи горячаго темнаго солнца, жидкаго по всей поверхности или едва покрытаго первою, начинающею твердѣть, корою, какъ это было съ Землею до начала появленія жизни на ея поверхности?

Или не находится ли эта колоссальная планета въ томъ тепловомъ состояніи, черезъ которое нашъ собственный міръ проходилъ въ первичный періодъ геологическихъ эпохъ, когда жизнь начинала проявляться въ странныхъ формахъ, въ растительныхъ и животныхъ существахъ, обладавшихъ удивительной жизненной силой, среди мукъ и бурь рождающагося міра?—Послѣднее заключеніе, безспорно, самое раціональное, какое мы можемъ извлечь изъ наблюденій. Однако, мы не въ состояніи знать всѣхъ скрытыхъ средствъ могущества природы, и логика приводитъ насъ къ заключенію, что этотъ, столь отличный отъ нашего, міръ можетъ быть населенъ какими-нибудь сверхъ-есте ственными организмами.

Но, повторяемъ, время ничего не значитъ; наша эпоха не имѣетъ особаго значенія, настоящее—это только открытая дверь, черезъ которую будущее присоединяется къ прошедшему; моментъ, который мы называемъ настоящимъ, не существуетъ болѣе въ то мгновеніе, когда мы его называемъ, и обитаемъ ли міръ въ 19-омъ вѣкѣ христіанской эры или въ сотомъ вѣкѣ до или послѣ нея — это безразлично для вѣчности.

Колоссальный шаръ Юпитера движется, сопровождаемый стройной системой четырехъ спутниковъ, охраняющихъ его. Когда научная любознательность направила въ первый разъ трубу Галилея на блестящую планету (7 янв. 1610 г.), счастливый изслѣдователь небесныхъ тайнъ съ радостью открылъ эти четыре маленькихъ міра, которые онъ принялъ сначала за звѣзды, но скоро узналъ, что они принадлежатъ Юпитеру. Онъ видѣлъ, какъ они поочередно то приближались къ планетѣ, то удалялись отъ нея, проходили то позади нея, то передъ нею, колеблясь вправо и влѣво отъ нея, на опредѣленныхъ и всегда однихъ и тѣхъ же разстояніяхъ. Галилей заключилъ, что это тѣла, вращающіяся вокругъ Юпитера по четыремъ различнымъ орбитамъ: это былъ міръ Коперника въ миніатюрѣ; казалось, что съ этихъ поръ идеи этого великаго человѣка не могли уже болѣе быть отвергаемы. Разсказываютъ, что Кеплеръ, узнавъ о наблюденіяхъ Флорентійскаго астронома, воскликнулъ, пародируя выраженіе императора Юліана: Сгаіііее ѵісізѣі!

Ближайшій къ планетѣ спутникъ обращается около нея на разстояніи 404.200 верстъ, второй—на разстояніи 641.830 верстъ, третій на разстояніи 1.022.720 и четвертый на разстояніи 1.709.160 верстъ отъ того же центра.

Видимые въ обыкновенную трубу, они кажутся маленькими звѣздочками, лежащими на линіи, проведенной черезъ центръ планеты, почти параллельно полосамъ и на продолженіи ея экватора. Вся система заключена въ предѣлахъ видимой площади, равняющейся