Страница:Популярная астрономия (Фламмарион, Двигубский, 1913).pdf/602

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


596 верстъ, и которыя, тѣмъ не менѣе сверкаютъ для насъ такимъ великолѣпнымъ блескомъ!

Коперникъ предполагалъ, что сфера неподвижныхъ звѣздъ находится на громадномъ разстояніи за Сатурномъ, „потому что годовое движеніе Земли вокругъ Солнца не обнаруживаетъ у нихъ никакого параллакса11. Тихо Браге, не будучи въ состояніи или не осмѣливаясь постичь подобное удаленіе звѣздъ, наоборотъ, пользовался этимъ отсутствіемъ у нихъ параллакса для вывода отсюда заключенія объ отсутствіи движенія у Земли.

„Коперникъ,—говоритъ онъ,—предполагаетъ невѣроятное и нелѣпое разстояніе. Во всемъ должна быть гармонія; создатель любитъ порядокъ, а не безпорядокъ. Подобное пространство, лишенное звѣздъ и планетъ, не служило бы ровно ни къ чему. Если помѣстить орбиту Сатурна на разстояніи 12300 полудіаметровъ Земли отъ насъ, новая звѣзда 1572 года должна была бы быть на разстояніи 13000, а всѣ остальныя звѣзды на разстояніи 14000.

„Въ такомъ случаѣ, всѣ ихъ можно измѣрить. Звѣзды первой величины имѣютъ, повидимому, діаметръ въ 2', что соотвѣтствуетъ объему Земли, повторенному 68 разъ; звѣзды 2-й величины—діаметръ 1',5 или взятый 28 разъ объемъ Земли; звѣзды 3-й величины—І1/^' или взятый 11 разъ нашъ шаръ; звѣзды 4-й величины—45" или взятая 4Ѵ2 раза наша Земля; звѣзды 5-й величины—3" или 1Ѵ18 раза и звѣзды 6-й величины—20 ', такъ что онѣ въ три раза меньше Земли11.

Насколько телескопическія открытія и микрометрическія измѣренія звѣздной астрономіи преобразовали понятіе о вселенной за послѣдніе три вѣка, со времени великаго датскаго наблюдателя.

Если уже ближайшія къ намъ звѣзды парятъ на растояніи десятковъ и сотенъ трилліоновъ верстъ отсюда, то большая часть звѣздъ, видимыхъ на небѣ въ полѣ зрѣнія телескопа, находятся отъ насъ на разстояніи квадрилліоновъ, квинтилліоновъ, милліоновъ милліардовъ, милліардовъ верстъ. Каковы солнца! Каковъ блескъ! Ихъ свѣтъ даже и съ подобныхъ разстояній все-таки доходитъ до насъ! И эти-то далекія солнца человѣческая гордость думала заставить обращаться вокругъ нашего атома! И эти-то свѣтила, невидимыя безъ телескопа, древнее богословіе считало созданными для нашихъ глазъ! И, за то только, что философъ-астрономъ Джордано Бруно считалъ эти далекія солнца центрами другихъ вселенныхъ, инквизиція постановила сжечь его живымъ въ Римѣ передъ пораженнымъ народомъ! И потому только, что Галилей настойчиво продолжалъ утверждать, что наша планета подчинена Солнцу и что само это свѣтило—не что иное, какъ звѣзда, затерянная въ безпредѣльности пространства,. та же самая инквизиція повелѣла ему, подъ угрозою смерти, стать на колѣни передъ Евангеліемъ (въ церкви Минервы, въ Римѣ, 22 іюня н. ст. 1633 г.) и отречься отъ истины, признанной его совѣстью!..

Виновенъ ли этотъ бѣдный семидесятнлѣтній старецъ въ томъ, что онъ отрекся такимъ образомъ отъ своей вѣры? Нѣтъ.

Всѣ формулы, какія только повелители дня заставили его произнести, нисколько не помѣшали Землѣ продолжать вращаться, и если бы происшествіе это не являлось ужасною драмою въ исторіи прогресса, оно было бы настоящей комедіей: что ни дѣлали пана Урбанъ VIII и кардиналы,