47 | АРХ | БОГОСЛОВСКАЯ | АРХ | 48 |
род. полож. ст. 128, п. 7. Но въ мѣстностяхъ, въ коихъ не введено въ дѣйствіе город. полож., подворья и строенія, принадлежащія архіерейскимъ домамъ, хотя бы они и въ наймы отдавались, освобождаются отъ городскаго поземельнаго сбора и отъ прочихъ городскихъ повинностей, кромѣ исправленія мостовыхъ, сохраненія оныхъ въ чистотѣ и освѣщенія фонарей (примѣч. къ 395 ст. зак. сост.).
Если родственники архіерея, по смерти его и по учиненіи вызововъ, не явятся для полученія оставшагося послѣ него имущества въ положенный срокъ, то оно обращается въ пользу архіерейскаго дома. Отчужденіе земли архіерейскаго дома, примѣнительно къ примѣч. къ 401 ст. зак. сост. свод. зак. т. IX по продолж. 1890 г., можетъ быть дозволено только въ томъ случаѣ, если продажа эта представляется особенно выгодною и не иначе, какъ по испрошенію особаго Высочайшаго соизволенія, испрашиваемаго чрезъ комитетъ министровъ. Равнымъ образомъ, примѣнительно къ рѣшенію гражд. кассац. департамента 1893 г. № 2, никакая часть недвижимости архіерейскаго дома не можетъ быть утрачена путемъ давностнаго съ чьей-либо стороны владѣнія таковою недвижимостію. Наконецъ, что касается до исковъ и отвѣта на судѣ, то архіерейскіе дома, какъ казенныя учрежденія, ищутъ и отвѣчаютъ, на основаніи 1285 ст. уст. гражд. суд., не иначе, какъ чрезъ уполномоченныхъ, особо для того назначаемыхъ изъ должностныхъ лицъ духовнаго вѣдомства, или изъ числа лицъ, имѣющихъ по закону право быть повѣренными, по особому съ ними соглашенію.
II. Архіерейскія школы. Подъ именемъ арх. школъ извѣстны по преимуществу тѣ школы, которыя были открыты въ каждой епархіи, при арх. каѳедрѣ, по требованію Дух. Регламента Петра В. — «для дѣтей священническихъ или и прочихъ, въ надежду священства опредѣленныхъ», — хотя и до этого времени существовавшія въ епархіяхъ школы, какъ для образованія кандидатовъ священства, такъ и «цифирныя» для всякаго чина дѣтей, открывались также при каѳедрахъ архіерейскихъ. Но открытыя по требованію Регламента отличались отъ предшествующихъ и общимъ своимъ строемъ и своею программою. Содержаться они должны были на доходы архіер. домовъ и отчасти на хлѣбные сборы съ церк. и монаст. земель — съ первыхъ 30-й, а со вторыхъ 20-й доли хлѣбнаго дохода; въ зависимость отъ этого ставилось и количество учащихся. Курсъ обученія въ нихъ полагался 8-ми лѣтній, причемъ по 1 году удѣлялось: на грамматику съ географіей и исторіей, на ариѳметику съ геометріей, на логику съ діалектикой, на риторику съ піитикой, на физику съ краткой метафизикой и на политику (которая могла быть соединяема съ логикой) и два года шли на богословіе; изъ языковъ изучались латинскій, греческій, славянскій и еврейскій. Въ качествѣ полезныхъ развлеченій для учениковъ рекомендовалось: водное плаваніе на судахъ, геометрическія измѣренія, строеніе крѣпостей, прогулки, диспуты, акціи, комедіи, музыкальныя упражненія и чтеніе воинскихъ или церковныхъ исторій. Для лучшаго воспитанія учениковъ указывалось устроить общежитія «образомъ монастыря», гдѣ бы ученики жили подъ строгимъ надзоромъ ректора, префекта, и комнатныхъ надзирателей, во всемъ подчиняясь установленнымъ «регуламъ» и возможно рѣже видаясь съ родными; для нежелающихъ жить въ этихъ общежитіяхъ рекомендовалось устроить наемныя квартиры внѣ семинарій. «Отъ таковаго ученія и воспитанія, заключалъ Регламентъ, можно воистину надѣяться великой пользы отечеству». Всѣ, открытыя по этимъ правиламъ, школы находились въ непосредственномъ распоряженіи мѣстныхъ архіереевъ и въ вѣдѣніи Св. Синода, при которомъ для этого была учреждена особая «контора школъ и типографій», съ особымъ «протекторомъ» изъ числа синодальныхъ чиновниковъ. Но всѣ онѣ совершенно не сооотвѣтствовали идеалу, начертанному Регламентомъ, такъ какъ не имѣли ни надлежащаго количества образцовыхъ учителей, ни