Страница:Протагор (Платон, Добиаш).pdf/56

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
53

когда не сдѣлаетъ плохимъ; онъ всегда пребываетъ такимъ; а для того, чтобы сдѣлаться плохимъ, нужно прежде сдѣлаться хорошимъ. Такимъ образомъ, и эти строки стихотворенія въ тому же ведутъ, что быть человѣкомъ хорошимъ невозможно, т. е. быть имъ всегда, а сдѣлаться хорошимъ можно, точно также какъ и плохимъ сдѣлаться можно тому же хорошему.

А дольше, тотъ хорошимъ пребываетъ,

Кого полюбятъ боги...

Все это говорится но поводу изреченія Питтака. По тому же поводу, какъ видно еще съ большею ясностью, сказано и слѣдующее, гдѣ читаемъ:

И не бывать тому во весь мой вѣкъ, чтобъ я Стремился къ цгьли невозможной,

Напрасно жизнь отдавъ несбыточнымъ мечтамъ; — Чтобъ сталъ искать я безупречность У тѣхъ, которымъ служатъ пищею плоды Земли широкозаселенной;

Не нужно мнѣ ея для похвалы людей.

Такъ неуклонно онъ нападаетъ на изреченіе Питтака во всемъ стихотвореніи:

Да, всякаго лгоблю я гг хвалю

Охотно кто нечестнаго не совершитъ;[1]

Съ необходимостью же и богамъ Бороться невозможно....

И эти слова сказаны съ тою же цѣлью. Конечно, Симонидъ не на столько невѣжественъ, чтобы утверждать, что онъ хвалитъ людей, охотно не совершающихъ ничего дурнаго. Какъ будто есть дѣйствительно на свѣтѣ люди, совершающіе зло охотно! Ни одинъ мудрый человѣкъ, я думаю, не считаетъ кого бы то ни было

  1. Я нарочно не раздѣлилъ этихъ двухъ предложеніи занятою, чтобы не предвосхищать смысла, придаваемаго этому мѣсту Сократомъ и изъясненнаго имъ ниже.
Тот же текст в современной орфографии

когда не сделает плохим; он всегда пребывает таким; а для того, чтобы сделаться плохим, нужно прежде сделаться хорошим. Таким образом, и эти строки стихотворения в тому же ведут, что быть человеком хорошим невозможно, т. е. быть им всегда, а сделаться хорошим можно, точно также как и плохим сделаться можно тому же хорошему.

А дольше, тот хорошим пребывает,

Кого полюбят боги...

Всё это говорится но поводу изречения Питтака. По тому же поводу, как видно еще с большею ясностью, сказано и следующее, где читаем:

И не бывать тому во весь мой век, чтоб я Стремился к цгьли невозможной,

Напрасно жизнь отдав несбыточным мечтам; — Чтоб стал искать я безупречность У тех, которым служат пищею плоды Земли широкозаселенной;

Не нужно мне её для похвалы людей.

Так неуклонно он нападает на изречение Питтака во всём стихотворении:

Да, всякого лгоблю я гг хвалю

Охотно кто нечестного не совершит;[1]

С необходимостью же и богам Бороться невозможно....

И эти слова сказаны с тою же целью. Конечно, Симонид не на столько невежествен, чтобы утверждать, что он хвалит людей, охотно не совершающих ничего дурного. Как будто есть действительно на свете люди, совершающие зло охотно! Ни один мудрый человек, я думаю, не считает кого бы то ни было

  1. Я нарочно не разделил этих двух предложении занятою, чтобы не предвосхищать смысла, придаваемого этому месту Сократом и изъясненного им ниже.