Страница:Путешествие по Китаю в 1874—1875 гг. (Пясецкий, 1880).pdf/128

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


которой ведетъ хорошая каменная лѣстница, ступеней въ восемьдесятъ, и мы пошли по ней къ храму; какой-то мальчикъ, повидимому прислужникъ кумирни, съ полною любезностью провелъ насъ на террасу передъ храмомъ и отворилъ дверь внутрь его. Первое и главное вниманіе при входѣ обращаютъ на себя идолы, — большія безобразныя фигуры съ злыми физіономіями, стоящія въ воинственныхъ позахъ, съ оружіемъ въ рукахъ или съ сжатыми кулаками, какъ будто собирающіяся сокрушить каждаго, осмѣлившагося явиться передъ ними. Не понятно, для чего изображать въ храмѣ такихъ уродовъ и еще непонятнѣе, какъ можно молиться передъ ними. Затѣмъ глазъ европейца, привыкшій видѣть въ храмѣ болѣе или менѣе обширное свободное пространство, гдѣ должны помѣщаться сотни и тысячи людей, приходящихъ молиться, поражается тѣснотою и отсутствіемъ здѣсь этого свободнаго мѣста; это объясняется тѣмъ, что въ китайскихъ храмахъ не бываетъ богослуженій, на которыя бы собирались молящіяся; китайцы обращаются съ молитвой къ Богу лишь по мѣрѣ надобности и когда кому вздумается, а не въ опредѣленное время. Въ этой кумирнѣ едва ли могли бы помѣститься пятьдесятъ человѣкъ. На жертвенникѣ стояли чаши, какой-то пирогъ весьма вычурной формы, свѣчи и разныя украшенія, которыхъ я не успѣлъ разсмотрѣть, потому что спутники торопились и уже ушли; я только остановился на убранной растеніями террасѣ, гдѣ стояли акваріумы съ золотыми рыбками, — любимое украшеніе, весьма часто встрѣчаемое въ Китаѣ.

Мы вернулись домой, гдѣ насъ ожидалъ русскій обѣдъ, приготовленный поваромъ-китайцемъ. Обѣдъ былъ дѣйствительно русскій и щи изъ свѣжей капусты были приготовлены очень хорошо. Оказалось, что въ Пекинѣ жилъ когда-то одинъ русскій поваръ, отъ котораго и пошло поколѣніе поваровъ-китайцевъ, умѣющихъ готовить по-нашему.

12 АВГУСТА.

Этотъ день также провели въ Калганѣ, утромъ занимались приготовленіями къ отъѣзду и потомъ поѣхали на званый обѣдъ къ одному китайцу, которому мы привезли изъ Май-май-чэна нѣсколько пудовъ серебра по порученію отъ его компаньона. Ему отправили ящики съ серебромъ и онъ явился лично благодарить и приглашать обѣдать, прислалъ даже извозчиковъ изъ города. У китайцевъ единственный