Страница:Путешествие по Северу России в 1791 году 1886.pdf/206

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


162
1718-23/IX91. Р. ДВИНОЮ ОТЪ Г. КРАСНОБОРСКА ДО Г. ВЕЛИКАГО-УСТЮГА.

весь городъ. Подъѣзжаючи жь подъ городъ ишелъ снѣгъ, и попутный вѣтръ перемѣнялся въ противный, то мы по способности мѣстъ ѣхали бичевою и греблею.

Проѣхавши жь отъ погоста Бобровенникова двадцать-пять, отъ станціи Слуды тридцать-пять, и всего Сѣверною рѣкою Двиною отъ города Архангельска семьсотъ-девяносто-три, да до Архангельска отъ истока ея въ Бѣлое море пятдесятъ-пять, итого 848 верстъ, въ половинѣ шестаго часа по полудни въѣхавши въ рѣку Сухону, пристали къ Троицкому Гледильному (такъ-называемому по горѣ, на которомъ онъ стоитъ, на самомъ устьѣ, гдѣ съ правой стороны идетъ рѣка Югъ, а съ лѣвой Сухона, и соединясь или, просто сказать, сдвинувшись онѣ, вмѣстѣ выпустили изъ себя знатную сію рѣку Двину), третьяго класса монастырю и для за холодною погодою ночлега квартерою остановились въ кельяхъ тамошняго игумна Геннадія, съ его позволенія.

Въ семъ монастырѣ три каменныхъ церкви: 1) настоящій холодный соборъ двуэтажный; въ верхнемъ этажѣ престолъ Живоначальной Троицы, въ нижнемъ — Николаю Чудотворцу; 2) теплый соборъ, соединенный каменными переходами съ холоднымъ соборомъ, во имя Тихвинской Пресвятыя Богородицы, а въ низу подъ нимъ хлѣбо-пекарня и келарская; 3) возлѣ монастырскихъ отъ Сухоны рѣки воротъ — Успенію Пречистыя Богородицы. Во ономъ монастырѣ игуменъ Геннадій. Это самая лучшая духовная особа, которую я наѣхалъ во все мое путешествіе. Ласка его и привѣтствіе малѣйшее суть свойство, которыя, кромѣ видимой его трезвости, привлекаютъ къ нему дружество знакомыхъ, а раченіе его объ обители ясно доказываетъ, что монастыри опадаютъ въ Россіи не отъ того, что деревни отъ нихъ отобраны, а оттого только, что настоятели ихъ худы, ибо стараніемъ онаго игумна все, а особливо соборныя церкви, украшены образами, иконостасомъ и прочимъ церковнымъ приборомъ и утварью весьма порядочно, а особливо чистотою украшены отмѣнно. Кельи внутри монастыря, какъ игуменскія, такъ и прочихъ монаховъ, старыя, деревянныя (замѣтить должно, во множествѣ монастырей, въ которыхъ въ проѣздъ мой я былъ, что вездѣ, кромѣ Соловецкаго, церкви опадаютъ, а кельи настоятельскія вездѣ новыя или порядочныя выстроены; изъ этого за-

Тот же текст в современной орфографии

весь город. Подъезжаючи ж под город ишёл снег, и попутный ветр переменялся в противный, то мы по способности мест ехали бичевою и греблею.

Проехавши ж от погоста Бобровенникова двадцать пять, от станции Слуды тридцать пять, и всего Северною рекою Двиною от города Архангельска семьсот девяносто три, да до Архангельска от истока её в Белое море пятдесят пять, итого 848 вёрст, в половине шестого часа пополудни въехавши в реку Сухону, пристали к Троицкому Гледильному (так называемому по горе, на котором он стоит, на самом устье, где с правой стороны идёт река Юг, а с левой Сухона, и соединясь или, просто сказать, сдвинувшись они, вместе выпустили из себя знатную сию реку Двину), третьего класса монастырю и для, за холодною погодою, ночлега квартерою остановились в кельях тамошнего игумна Геннадия, с его позволения.

В сём монастыре три каменных церкви: 1) настоящий холодный собор двуэтажный; в верхнем этаже престол Живоначальной Троицы, в нижнем — Николаю Чудотворцу; 2) тёплый собор, соединённый каменными переходами с холодным собором, во имя Тихвинской Пресвятыя Богородицы, а внизу под ним хлебопекарня и келарская; 3) возле монастырских от Сухоны реки ворот — Успению Пречистые Богородицы. Во оном монастыре игумен Геннадий. Это самая лучшая духовная особа, которую я наехал во всё моё путешествие. Ласка его и приветствие малейшее суть свойство, которые, кроме видимой его трезвости, привлекают к нему дружество знакомых, а рачение его об обители ясно доказывает, что монастыри опадают в России не от того, что деревни от них отобраны, а оттого только, что настоятели их худы, ибо старанием онаго игумна все, а особливо соборные церкви, украшены образами, иконостасом и прочим церковным прибором и утварью весьма порядочно, а особливо чистотою украшены отменно. Кельи внутри монастыря, как игуменские, так и прочих монахов, старые, деревянные (заметить должно, во множестве монастырей, в которых в проезд мой я был, что везде, кроме Соловецкого, церкви опадают, а кельи настоятельские везде новые или порядочные выстроены; из этого за-