Страница:Путешествие по Северу России в 1791 году 1886.pdf/216

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


172
1723-24/IX91. ОПИСАНІЕ ГОРОДА ВЕЛИКАГО УСТЮГА.

для домашняго своего употребленія; ржи жь и жита продаютъ не мало; овса хотя нѣсколько и продаютъ, но пашутъ его по неурожаю мало. Льну каждый крестьянинъ сѣетъ довольно, только небольшой ленъ и совсѣмъ его очистивши какъ должно прясть, продаютъ устюгскимъ и нѣкоторые архангельскимъ купцамъ и ихъ закупщикамъ или бральщикамъ, отъ четырехъ до пяти, а иногда и до шести рублей пудъ на мѣстѣ, и по малому количеству пудъ, тѣмъ же купцамъ продаютъ пеньки, отъ полуторыхъ до двухъ рублей пудъ. Сверхъ же того хлѣбопашества, въ лѣтнее, осеннее, зимнее и весеннее время въ ближніе свои лѣса ходятъ за рябчиками, тетеревами и бѣлками и также продаютъ ихъ на мѣстѣ купцамъ, кои даютъ имъ напередъ деньги: за рябчика отъ четырехъ до шести копѣекъ, за тетеревей глухихъ отъ пятнадцати до тридцати копѣекъ, полевиковъ отъ десяти до пятнадцати копѣекъ, за десятокъ бѣлокъ по пятидесяти копѣекъ. Бѣлокъ каждый крестьянинъ продаетъ въ годъ отъ пятнадцати до двадцати рублей. Тако жь изрѣдка бьютъ водящихся въ ихъ лѣсахъ звѣрей: оленей, медвѣдей, волковъ, рысей, красныхъ лисицъ и въ рѣкахъ выдръ.

Въ рѣкѣ Сухонѣ ловится обыкновенная рѣчная и озерная рыба и изрѣдка заходящая изъ Двины семга; но крестьяне, жительствующіе по берегамъ Двины и Сухоны, отъ рыбной ловли малый имѣютъ прибытокъ, ибо оную продаютъ однимъ только проѣзжающимъ и плывущимъ на судахъ, а въ прочемъ довольствуются сами.

Кромѣ жь вышеписанныхъ промысловъ, устюгскіе крестьяне не имѣютъ никакихъ и въ дальные города въ заработки не отлучаются, кромѣ того, что на плывущихъ изъ города Архангельска до Вологды и оттоль обратно судахъ нанимаются въ лоцмана и работники. Въ Велико-Устюгскомъ уѣздѣ имѣются изъ крестьянъ мастеровые: слесари, кузнецы, плотники, столяры, портные, сапожники, черошники, судовщики, синельники, набойщики и бочари. Женщины жь ткутъ недорогія полотны, гарусные и суконные кушаки и тесьмы; плетутъ изъ своихъ нитокъ грубыя кружевы, отдѣлываютъ на чисто для продажи ленъ и пеньку и исправляютъ обыкновенныя женскія работы.

Тот же текст в современной орфографии

для домашнего своего употребления; ржи ж и жита продают немало; овса хотя несколько и продают, но пашут его по неурожаю мало. Льну каждый крестьянин сеет довольно, только небольшой лён и совсем его очистивши как должно прясть, продают устюгским и некоторые архангельским купцам и их закупщикам или бральщикам, от четырёх до пяти, а иногда и до шести рублей пуд на месте, и по малому количеству пуд, тем же купцам продают пеньки, от полуторых до двух рублей пуд. Сверх же того хлебопашества, в летнее, осеннее, зимнее и весеннее время в ближние свои леса ходят за рябчиками, тетеревами и белками и также продают их на месте купцам, кои дают им наперёд деньги: за рябчика от четырёх до шести копеек, за тетеревей глухих от пятнадцати до тридцати копеек, полевиков от десяти до пятнадцати копеек, за десяток белок по пятидесяти копеек. Белок каждый крестьянин продаёт в год от пятнадцати до двадцати рублей. Тако ж изредка бьют водящихся в их лесах зверей: оленей, медведей, волков, рысей, красных лисиц и в реках выдр.

В реке Сухоне ловится обыкновенная речная и озёрная рыба и изредка заходящая из Двины сёмга; но крестьяне, жительствующие по берегам Двины и Сухоны, от рыбной ловли малый имеют прибыток, ибо оную продают одним только проезжающим и плывущим на судах, а в прочем довольствуются сами.

Кроме ж вышеписанных промыслов, устюгские крестьяне не имеют никаких и в дальные города в заработки не отлучаются, кроме того, что на плывущих из города Архангельска до Вологды и оттоль обратно судах нанимаются в лоцмана и работники. В Великоустюгском уезде имеются из крестьян мастеровые: слесари, кузнецы, плотники, столяры, портные, сапожники, черошники, судовщики, синельники, набойщики и бочари. Женщины ж ткут недорогия полотны, гарусные и суконные кушаки и тёсьмы; плетут из своих ниток грубые кружевы, отделывают начисто для продажи лён и пеньку и исправляют обыкновенные женские работы.