Страница:Путешествие по Северу России в 1791 году 1886.pdf/219

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


175
1725/IX15/X91. РѢКОЮ СУХОНОЙ ОТЪ Г. ВЕЛИКАГО УСТЮГА ДО Г. ТОТЬМЫ.

плотно покрыты. Хотя вблизи сосноваго лѣсу и довольно, но лучину жгутъ также, какъ и по Двинѣ, березовую. По рѣкѣ Сухонѣ по крутости ея береговъ боровыхъ сѣнокосныхъ мѣстъ нѣтъ, почему жительствующіе около сея рѣки крестьяне, начиная отъ оной деревни, на новинахъ или на лядахъ, изготовленныхъ точно такъ, какъ подъ рожь, пашутъ и сѣютъ вмѣстѣ съ рожью сѣмена травы палошника, полагая ихъ на четверть ржи рѣшето, и оная трава отъ одного посѣва ростетъ лѣтъ десять, а на хорошей землѣ и двадцать. На разводъ же сѣмянъ, когда оную траву скашиваютъ, то нѣкоторую часть для созрѣнія сѣмянъ оставляютъ не скашивая; по созрѣніи жь ее жнутъ и, въ овинахъ просуша, молотятъ и вѣютъ, какъ рожь. Увѣряютъ крестьяне, что оную траву ѣстъ всякій скотъ лучше другой травы и лошадямъ никогда овса не даютъ. Сія трава придала имъ охоту держать всякаго скота больше прежняго, что̀ и удалось. Оныя сѣмена достали они, помнится мнѣ, изъ Перми; свойство оной травы и фигура листу совершенно подходитъ подъ нашу траву пырей. Вспомня о гречѣ сибирской, о сей травѣ палошникѣ и объ дикомъ не сѣянномъ льнѣ, объ которомъ мнѣ сказывали тотемскіе купцы и голова Арсеній Дмитріевичъ Кузнецовъ, будто ростетъ близъ Якутска, не могу воздержаться, чтобъ не воскликнуть: Любезное отечество, сколько въ тебѣ сокрыто сокровищей, а мы, погрязши въ пустыхъ замыслахъ и роскоши, забываемъ отыскивать и пользоваться оными!

28-го числа, въ воскресенье, изъ оной же Естребленской деревни съ нѣкоторыми своими людьми ѣздилъ на крестьянскихъ лошадяхъ верхами въ помянутый Благовѣщенскій погостъ къ обѣдни; между жь тѣмъ нѣкоторый грузъ изъ катера переложили безъ меня въ устюгскій карбасъ или лодку. Отслушавши же въ нижней Введенской церкви литургію и въ верхней Благовѣщенской обоимъ храмамъ молебенъ и по пріѣздѣ изъ погоста въ деревнѣ Естреблевой, съ церковниками отобѣдавши, при ясномъ небѣ, съ двѣнадцатьми для бичевой устюгскими рекрутами, сержантомъ и солдатомъ въ катерѣ и карбасѣ поѣхали въ два часа по полудни бичевою.

Отъѣхавши отъ Естребленской деревни три версты, на Кропухинскомъ чрезъ рѣку переборѣ, по солнечномъ уже захожде-

Тот же текст в современной орфографии

плотно покрыты. Хотя вблизи соснового лесу и довольно, но лучину жгут также, как и по Двине, берёзовую. По реке Сухоне по крутости её берегов боровых сенокосных мест нет, почему жительствующие около сея реки крестьяне, начиная от оной деревни, на новинах или на лядах, изготовленных точно так, как под рожь, пашут и сеют вместе с рожью семена травы палошника, полагая их на четверть ржи решето, и оная трава от одного посева растёт лет десять, а на хорошей земле и двадцать. На развод же семян, когда оную траву скашивают, то некоторую часть для созрения семян оставляют не скашивая; по созрении ж её жнут и, в овинах просуша, молотят и веют, как рожь. Уверяют крестьяне, что оную траву ест всякий скот лучше другой травы и лошадям никогда овса не дают. Сия трава придала им охоту держать всякого скота больше прежнего, что и удалось. Оные семена достали они, помнится мне, из Перми; свойство оной травы и фигура листу совершенно подходит под нашу траву пырей. Вспомня о грече сибирской, о сей траве палошнике и об диком не сеянном льне, об котором мне сказывали тотемские купцы и голова Арсений Дмитриевич Кузнецов, будто растёт близ Якутска, не могу воздержаться, чтоб не воскликнуть: «любезное отечество, сколько в тебе сокрыто сокровищей, а мы, погрязши в пустых замыслах и роскоши, забываем отыскивать и пользоваться оными!».

28-го числа, в воскресенье, из оной же Естребленской деревни с некоторыми своими людьми ездил на крестьянских лошадях верхами в помянутый Благовещенский погост к обедни; между ж тем некоторый груз из катера переложили без меня в устюгский карбас или лодку. Отслушавши же в нижней Введенской церкви литургию и в верхней Благовещенской обоим храмам молебен и по приезде из погоста в деревне Естреблевой, с церковниками отобедавши, при ясном небе, с двенадцатьми для бичевой устюгскими рекрутами, сержантом и солдатом в катере и карбасе поехали в два часа пополудни бичевою.

Отъехавши от Естребленской деревни три версты, на Кропухинском чрез реку переборе, по солнечном уже захожде-