Страница:Путешествие по Северу России в 1791 году 1886.pdf/227

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


183
1725/IX15/X91. РѢКОЮ СУХОНОЙ ОТЪ Г. ВЕЛИКАГО-УСТЮГА ДО Г. ТОТЬМЫ.

ронѣ, при впадающей въ Сухону не малой рѣчкѣ Городишны, погоста Устья-Городищенскаго, стали на якорь. Во ономъ погостѣ двѣ деревянныхъ церкви: первая — Богоявленію Христову, вторая — Иліи Пророку. Поелику жь въ семъ погостѣ онаго числа праздновали Иліи Пророку, для того, что въ сіе число священа была во имя его помянутая церковь, [ибо въ тамошнихъ мѣстахъ крестьяне имѣютъ обычай праздновать тѣмъ днямъ или числамъ, въ кои освящены ихъ приходскія церкви, къ чему, какъ бы и къ храмовымъ праздникамъ, варятъ пиво и гуляютъ по недѣлѣ], то мы, выѣхавши въ яликѣ на берегъ, во ожиданіи литургіи, въ домѣ того погоста священника Якова Мартинова обогрѣлись. По отслушаніи жь въ Ильинской церкви воднаго освященія, литургіи и молебна, въ священниковомъ же домѣ обѣдали. Потомъ, отслуживши въ Богоявленской церкви молебенъ, сѣли на катеръ и съ тѣми жь изъ Дмитрова-Наволока погоста и яму работниками и лоцманомъ, въ три часа по полудни, поѣхали при ясномъ небѣ и холодномъ вѣтрѣ бичевою.

Отъ онаго Устья-Городищенскаго погоста до погоста и яму Березовской Слободки проѣзжали пороги: 1) противъ самаго погоста Устьенскій каменистый переборъ, длиною саженъ на сто, а шириною во всю рѣку; 2) отъ Городищенскаго Устья на пятой верстѣ Взлегинская коса, простирающейся на двѣсти саженъ; 3) въ двухъ верстахъ отъ второго Дудинская коса, саженъ на десять. Отъѣхавши отъ погоста Устья-Городищенскаго десять, а отъ погоста и яма Дмитрова-Наволока двадцать верстъ для перемѣны бичевщиковъ и лоцмана, и за темною ночью для ночлега въ четверть седьмого часа по полудни пристали къ стоящему въ правой сторонѣ, при устьѣ впадающей въ Сухону рѣчкѣ Увтюгѣ, погосту и яму Березовской Слободкѣ. Въ ономъ погостѣ одна деревянная церковь, въ ней два престола, одинъ — Иліи Пророку, другой — Прокофію Блаженному, устюжскому чудотворцу. Отслуживши жь во оной церкви молебенъ, въ домѣ экономическаго крестьянина Родіона Прокофьева ночевали.

8-го числа въ среду, отъ бывшаго на оное число въ ночи большого мороза катеръ нашъ стоя близъ берега обмерзъ, да и по всей рѣкѣ Сухонѣ несло ледъ, то чтобъ льдомъ не вредило


Тот же текст в современной орфографии

роне, при впадающей в Сухону не малой речке Городишны, погоста Устья-Городищенского, стали на якорь. Во оном погосте две деревянных церкви: первая — Богоявлению Христову, вторая — Илии Пророку. Поелику ж в сём погосте онаго числа праздновали Илии Пророку, для того, что в сие число священа была во имя его помянутая церковь, [ибо в тамошних местах крестьяне имеют обычай праздновать тем дням или числам, в кои освящены их приходские церкви, к чему, как бы и к храмовым праздникам, варят пиво и гуляют по неделе], то мы, выехавши в ялике на берег, во ожидании литургии, в доме того погоста священника Якова Мартинова обогрелись. По отслушании ж в Ильинской церкви водного освящения, литургии и молебна, в священниковом же доме обедали. Потом, отслуживши в Богоявленской церкви молебен, сели на катер и с теми ж из Дмитрова-Наволока погоста и яму работниками и лоцманом, в три часа пополудни, поехали при ясном небе и холодном ветре бичевою.

От онаго Устья-Городищенского погоста до погоста и яму Березовской Слободки проезжали пороги: 1) против самого погоста Устьенский каменистый перебор, длиною сажен на сто, а шириною во всю реку; 2) от Городищенского Устья на пятой версте Взлегинская коса, простирающейся на двести сажен; 3) в двух верстах от второго Дудинская коса, сажен на десять. Отъехавши от погоста Устья-Городищенского десять, а от погоста и яма Дмитрова-Наволока двадцать вёрст для перемены бичевщиков и лоцмана, и за тёмною ночью для ночлега в четверть седьмого часа пополудни пристали к стоящему в правой стороне, при устье впадающей в Сухону речке Увтюге, погосту и яму Березовской Слободке. В оном погосте одна деревянная церковь, в ней два престола, один — Илии Пророку, другой — Прокофию Блаженному, устюжскому чудотворцу. Отслуживши ж во оной церкви молебен, в доме экономического крестьянина Родиона Прокофьева ночевали.

8-го числа в среду, от бывшего на оное число в ночи большого мороза катер наш стоя близ берега обмёрз, да и по всей реке Сухоне несло лёд, то чтоб льдом не вредило