Страница:Путешествие по Северу России в 1791 году 1886.pdf/68

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


48
1725/VI13/VII91. ОПИСАНІЕ СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ И ЕГО ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ.

шестидесяти небольшихъ озеръ, въ нихъ во всѣхъ никакой рыбы, кромѣ окуней, не ловится; на ономъ острову всегда бываютъ звѣри: олени, лисицы и заицы; птицы: тетеревы глухіе, полевики и куропатки; гадовъ никакихъ на всемъ ономъ острову нѣтъ.

Скитъ сей построенъ на концѣ выдавшейся изъ моря въ Анзерскій островъ, версты на три, довольно глубокой, но не широкой Троицкой губы; въ извѣстное время ловится въ ней очень много семги, и по объявленію господина Ивана Александровича Маркова, каргопольскаго купца, бывшаго монопольнаго откупщика сельдяныхъ промыслъ, самая по всему Бѣлому морю изобильная сельдяная ловля.

Во ономъ скитѣ одна каменная церковь, въ ней настоящій храмъ Живоначальной Троицы, придѣлъ — преподобному Михаилу Малеину; возлѣ церкви каменная часовня, въ которой подъ спудомъ препочиваютъ мощи преподобнаго Еліазарія Анзерскаго, начальника сего скита. Не подалеку отъ церкви нѣсколько малыхъ пустыхъ келей, а жилыхъ только двѣ. Въ четырехъ отъ сего скита верстахъ, на томъ же Анзерскомъ острову, на высокой горѣ, названной Голгоѳѣ, бывшимъ въ Анзерскомъ скитѣ іеромонахомъ Іисусомъ построено пять малыхъ келей одна отъ другой особо, и жилъ онъ тамъ съ четырьмя учениками, тѣло жь его погребено въ часовнѣ на самомъ верху тоя горы Голгоѳа; возлѣ оной часовни онымъ же іеромонахомъ Іисусомъ построена маленькая деревянная церковь во имя Страстей Христовыхъ; въ ней, по нежительству теперь на той горѣ никого, служба бываетъ весьма рѣдко. А и въ Анзерскомъ скитѣ въ мой проѣздъ жилъ одинъ только іеромонахъ да послушникъ, присланные изъ Соловецкаго монастыря для сбереженія церкви, а прежде бывало отъ тридцати до шестидесяти монаховъ, кромѣ бѣльцовъ. Въ семъ скитѣ и понынѣ въ тамошней ризницѣ хранятся жалованныя грамоты, даванныя отъ государей Михаила Ѳеодоровича и отъ Алексѣя Михаиловича іеромонаху Еліазарію на рыбныя ловли и о жалованныхъ монахамъ деньгахъ. И во ономъ скитѣ, также какъ и въ Соловецкомъ монастырѣ, есть чайки, живущія по перемѣнно съ воронами, только что не такъ много, не столько смѣлы и гораздо сердитѣе соловецкихъ, гнѣзды имѣютъ около дорогъ и по крышкамъ строеній.

Тот же текст в современной орфографии

шестидесяти небольших озёр, в них во всех никакой рыбы, кроме окуней, не ловится; на оном острове всегда бывают звери: олени, лисицы и зайцы; птицы: тетеревы глухие, полевики и куропатки; гадов никаких на всём оном острову нет.

Скит сей построен на конце выдавшейся из моря в Анзерский остров версты на три довольно глубокой, но не широкой Троицкой губы; в известное время ловится в ней очень много сёмги, и по объявлению господина Ивана Александровича Маркова, каргопольского купца, бывшего монопольного откупщика сельдяных промысл, самая по всему Белому морю изобильная сельдяная ловля.

В оном ските одна каменная церковь, в ней настоящий храм Живоначальной Троицы, придел — преподобному Михаилу Малеину; возле церкви каменная часовня, в которой под спудом препочивают мощи преподобного Елиазария Анзерского, начальника сего скита. Неподалеку от церкви несколько малых пустых келей, а жилых только две. В четырёх от сего скита верстах на том же Анзерском острове на высокой горе, названной Голгофе, бывшим в Анзерском ските иеромонахом Иисусом построено пять малых келей одна от другой особо, и жил он там с четырьмя учениками, тело ж его погребено в часовне на самом верху той горы Голгофа; возле оной часовни оным же иеромонахом Иисусом построена маленькая деревянная церковь во имя Страстей Христовых; в ней, по нежительству теперь на той горе никого, служба бывает весьма редко. А и в Анзерском ските в мой проезд жил один только иеромонах да послушник, присланные из Соловецкого монастыря для сбережения церкви, а прежде бывало от тридцати до шестидесяти монахов, кроме бельцов. В сём ските и поныне в тамошней ризнице хранятся жалованные грамоты, даванные от государей Михаила Фёдоровича и от Алексея Михаиловича иеромонаху Елиазарию на рыбные ловли и о жалованных монахам деньгах. И в оном ските, также как и в Соловецком монастыре, есть чайки, живущие попеременно с воронами, только что не так много, не столько смелы и гораздо сердитее соловецких, гнёзды имеют около дорог и по крышкам строений.