Страница:Путешествия в Колыму и на Новую Землю в 1909—1910 гг. (Седов, 1917).pdf/38

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Течетъ рѣка менѣе извилисто и теченіе ея уменьшается къ устью до 1—1½ версты въ часъ, при чемъ оно увеличивается при яркихъ солнечныхъ дняхъ, когда происходитъ усиленное таяніе горныхъ снѣговъ и во время дождей; въ это время повышается также и уровень воды въ рѣкѣ иногда до такой степени, что затопляетъ рыбныя тони и тогда колымчанинъ лишенъ возможности промышлять себѣ пропитаніе. Погода во время этого послѣдняго нашего плаванія стояла хорошая, лишь только все время дулъ противный вѣтеръ, который мѣшалъ быстро двигаться впередъ. Я сначала хотѣлъ было произвести попутно по руслу рѣки промѣръ, но впослѣдствіи отказался отъ этой мысли по слѣдующимъ причинамъ: 1) карбасъ нашъ былъ сильно перегруженъ и поэтому плыть посрединѣ рѣки было не безопасно, 2) плаваніе протоками много сокращало путь и скорѣе приближало насъ къ мѣсту главныхъ работъ и 3) незнаніе самаго русла (борозды) и вообще мѣстности ставило меня въ весьма затруднительное положеніе, такъ что работу при такихъ условіяхъ я считалъ мало полезной.

Казаки же, къ моему удивленію, оказались тоже незнающими хорошо мѣстность и съ этой стороны мнѣ были мало полезны.

Почти на половинѣ разстоянія между Нижне-Колымскомъ и устьемъ рѣки, Колыма раздѣляется большимъ островомъ Морхоановскимъ, лежащимъ вдоль рѣки, на двѣ Колымы: на Колыму Западную или Походскую и на Колыму Восточную или Сухарную.

Часто Западную Колыму называютъ еще Колымой Земляной, а Восточную Колымой Каменной. Подойдя сюда, мы были много озабочены соображеніемъ, по какой Колымѣ рѣшиться плыть, чтобы попасть въ цѣль, т. е. угадать какая Колыма глубже и гдѣ былъ болѣе глубокій фарватеръ. Рѣшеніе этого вопроса въ положительную сторону являлось для насъ дѣломъ крайней необходимости тотчасъ же, такъ какъ, попавъ въ мелкую Колыму и не найдя тамъ фарватера, мы потеряли бы дорогое время, не достигнувъ цѣли экспедиціи, перебраться же на другую Колыму и начать новую работу въ одно лѣто, которое было въ нашемъ распоряженіи, не представлялось никакой возможности. Для этого нужно было возвращаться обратно сюда и снова спускаться внизъ по другой Колымѣ, такъ какъ поперечнаго сообщенія между обѣими Колымами въ устьѣ нѣтъ.

Разспросивъ подробно всѣхъ промышленниковъ и казаковъ, а также, принявъ въ расчетъ замѣчаніе прежнихъ путешественниковъ, мы пришли къ заключенію, что болѣе глубокій фарватеръ

Тот же текст в современной орфографии


Течет река менее извилисто и течение ее уменьшается к устью до 1—1,5 версты в час, причем оно увеличивается при ярких солнечных днях, когда происходит усиленное таяние горных снегов и во время дождей; в это время повышается также и уровень воды в реке иногда до такой степени, что затопляет рыбные тони и тогда колымчанин лишен возможности промышлять себе пропитание. Погода во время этого последнего нашего плавания стояла хорошая, лишь только все время дул противный ветер, который мешал быстро двигаться вперед. Я сначала хотел было произвести попутно по руслу реки промер, но впоследствии отказался от этой мысли по следующим причинам: 1) карбас наш был сильно перегружен и поэтому плыть посредине реки было небезопасно, 2) плавание протоками много сокращало путь и скорее приближало нас к месту главных работ и 3) незнание самого русла (борозды) и вообще местности ставило меня в весьма затруднительное положение, так что работу при таких условиях я считал мало полезной.

Казаки же, к моему удивлению, оказались тоже не знающими хорошо местность и с этой стороны мне были мало полезны.

Почти на половине расстояния между Нижне-Колымском и устьем реки Колыма разделяется большим островом Морхоановским, лежащим вдоль реки, на две Колымы: на Колыму Западную или Походскую и на Колыму Восточную или Сухарную.

Часто Западную Колыму называют еще Колымой Земляной, а Восточную Колымой Каменной. Подойдя сюда, мы были много озабочены соображением, по какой Колыме решиться плыть, чтобы попасть в цель, то есть угадать, какая Колыма глубже и где был более глубокий фарватер. Решение этого вопроса в положительную сторону являлось для нас делом крайней необходимости тотчас же, так как, попав в мелкую Колыму и не найдя там фарватера, мы потеряли бы дорогое время, не достигнув цели экспедиции, перебраться же на другую Колыму и начать новую работу в одно лето, которое было в нашем распоряжении, не представлялось никакой возможности. Для этого нужно было возвращаться обратно сюда и снова спускаться вниз по другой Колыме, так как поперечного сообщения между обеими Колымами в устье нет.

Расспросив подробно всех промышленников и казаков, а также приняв в расчет замечание прежних путешественников, мы пришли к заключению, что более глубокий фарватер