Страница:Пятисотвёрстный авангардный бой на австрийском фронте.pdf/30

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


было знакомый купецъ Ратай, но его немедленно разстрѣляли изъ револьверовъ трое присутствовавшихъ при этомъ офицеровъ. Австрійцы произвели тщательный обыскъ въ помѣщеніи мѣщанской управы, ничего не найдя, заперли старика Красинскаго въ чуланѣ, гдѣ хранился архивъ, и подожгли бумагу. Домъ сгорѣлъ а въ немъ погибъ староста. Въ случайно выглядывавшихъ изъ оконъ жителей австрійскіе солдаты стрѣляли, причемъ былъ убитъ трехлѣтній ребенокъ почтальона.

А вотъ что творилось въ Холмщинѣ только по отношенію къ православной церкви и священнослужителямъ въ періодъ хозяйничанья въ ней австрійцевъ.

Настоятель Бѣлгорайскаго собора, священникъ Козловскій, два раза былъ приговоренъ къ смертной казни за неповиновеніе австрійцамъ и по подозрѣнію въ шпіонствѣ; спасенъ онъ заступничествомъ ксендза и нѣмца — чиновника; съ нимъ солдаты были безпощадны въ глумленіяхъ. Священники Ивановъ, Лагдъ, Крашкевичъ, Костъ и протоіерей Охотскій того же уѣзда уведены непріятелемъ въ Австрію, за Ивановымъ пошла семья — шесть человѣкъ дѣтей; всѣ они пропали безъ вѣсти. Во многихъ церквахъ австрійцами похищены драгоцѣнности; въ храмѣ села Тополиче былъ устроенъ ими лазаретъ; дома нѣкоторыхъ священниковъ, особенно Бекаревича въ Замостьѣ, подверглись безпощадному жестокому разгрому. Священника с. Шмятина, Крысина, били прикладомъ въ грудь за то, что не указалъ стоянки казаковъ.

Наибольшую жестокость проявляли венгерскіе полки. Славяне замѣтно покровительствовали духовенству, молились въ храмахъ и оставляли денежныя жертвы. Матеріальныя лишенія духовенства, какъ и населенія, очень велики.

Особенно сильно пострадало населеніе отъ венгерскихъ войскъ въ окрестностяхъ Томашева. 15-го августа, въ день Успенія, въ селеніи Ходывынцы, чрезъ ризничную дверь вошли въ храмъ нѣсколько прихожанъ, чтобы укрыться отъ снарядовъ и помолиться предъ иконой Божіей Матери. Взломавши западную дверь, солдаты на

Тот же текст в современной орфографии

было знакомый купец Ратай, но его немедленно расстреляли из револьверов трое присутствовавших при этом офицеров. Австрийцы произвели тщательный обыск в помещении мещанской управы, ничего не найдя, заперли старика Красинского в чулане, где хранился архив, и подожгли бумагу. Дом сгорел, а в нем погиб староста. В случайно выглядывавших из окон жителей австрийские солдаты стреляли, причем был убит трехлетний ребенок почтальона.

А вот что творилось в Холмщине только по отношению к православной церкви и священнослужителям в период хозяйничанья в ней австрийцев.

Настоятель Белгорайского собора, священник Козловский, два раза был приговорен к смертной казни за неповиновение австрийцам и по подозрению в шпионстве; спасен он заступничеством ксендза и немца — чиновника; с ним солдаты были беспощадны в глумлениях. Священники Иванов, Лагд, Крашкевич, Кост и протоиерей Охотский того же уезда уведены неприятелем в Австрию, за Ивановым пошла семья — шесть человек детей; все они пропали без вести. Во многих церквах австрийцами похищены драгоценности; в храме села Тополиче был устроен ими лазарет; дома некоторых священников, особенно Бекаревича в Замостье, подверглись беспощадному жестокому разгрому. Священника с. Шмятина, Крысина, били прикладом в грудь за то, что не указал стоянки казаков.

Наибольшую жестокость проявляли венгерские полки. Славяне заметно покровительствовали духовенству, молились в храмах и оставляли денежные жертвы. Материальные лишения духовенства, как и населения, очень велики.

Особенно сильно пострадало население от венгерских войск в окрестностях Томашева. 15 августа, в день Успения, в селении Ходывынцы, чрез ризничную дверь вошли в храм несколько прихожан, чтобы укрыться от снарядов и помолиться пред иконой Божией Матери. Взломавши западную дверь, солдаты на