Страница:Революция и церковь №2.djvu/2

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

Женщина, религия и коммунизм.

Больше всех коммунизм раскрепощает женщину.

Раскрепощая ее экономически и политически, он выводит ее из душной атмосферы спальни, гарема, детской и кухни на широкий простор трудовой, самостоятельной, человеческой жизни. Из рабы или хитрой содержанки, бесправной, невежественной, полной вбитых в ее голову, выгодных для ее собственников и владельцев предрассудков, она превращается на наших глазах поистине со сказочной быстротой в равноправного и передового борца за коммунизм. И если весь успех, вся скорая победа коммунизма опирается на неудержимое стремление трудящихся к организации ими самими без всяких царей, господ и богов всего общественного производства и если успех зависит исключительно от их твердой решимости и железной воли, которая крепнет с каждым днем и с каждым новым предательским ударом, наносимым международными бандитами пролетариату и крестьянам, разоблачающим всю игру самих бандитов с каждым днем все очевиднее и очевиднее, то из всей массы трудящихся, добрая половина их, именно женщины, трудятся ли они на фабрике или в поле, или в своей домашней каторге, с каждым днем существования советской власти, с каждым поворотом событий, — крепят это стремление все сознательнее и решительнее. Если с мужчины-работника советская власть в коммунистический строй сбрасывают 10 цепей, то с женщины они их сбрасывают 20, если в течение веков и тысячелетий мужчина работник был раб, то женщина вдвое, более того, — это, наверное, была первая раба во всем мире. Если он был бесправен, то женщина не считалась и за человека.

Это низменное ее положение закреплено во всех законах как рабовладельческого, так и буржуазного строя. Этот взгляд укреплялся всем авторитетом религии: апостолы, отцы церкви, соборы, папы, монахи и попы, все эти ученые и „святые“ господа от имени своих различных богов и пророков об’являли женщину существом поганым, опасным, греховным, глупым, недостойным даже имени человека. Так, один из соборов в VI ст. обсуждал в торжественном заседании вопрос: есть ли у женщины душа? И лишь случайно большинством одного голоса и то, говорят злые языки, спросонья поданного каким-то монахом, женщина оказалась „с душой“. Ветхий Завет о женщине, как жене, говорит в своих заповедях наравне с волом и ослом, вообще со скотом; этот взгляд проникает в весь Новый Завет. Христианство, обязанное на половину своим успехом женщинам, питавшим надежду в будущем божием царстве занять более приличное, нежели в этом мире, место, в течение почти 20 веков третирует женщину, как пагубный источник греха и проклятия. Самому основателю учения приписываются крайние аскетические женоненавистнические взгляды. Нечего и говорить об апостоле Павле, этом типичном соглашателе того времени: он ненавидел и презирал женщину, как низменное существо[1]. Даже на церковных собраниях, по его учению, они обязаны были молчать и быть в подчинении. Тертуллиан восклицает: „Женщина, ты должна ходить с глазами, полными слез, и не забывать, что ты погубила род человеческий“, „ты врата адовы“. Св. Иероним учит: „Брак всегда грех“. Отцы церкви Евсигней и Иероним утверждают, что изречение библии „плодитесь и размножайтесь“ не относится к христианам.

Ап. Павел со свойственной ему скромностью провозглашает: „Муж есть глава жены“, „муж есть образ и слава Бога, а жена есть слава мужа“. Это значит,

  1. Апокрифы гласят, что св. Павел получил сильный аффронт в одной романической истории.