Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/135

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


князю все завоеванное имъ въ послѣднемъ походѣ, а великій князь заключитъ выгодный миръ съ Ливоніею. Но король, догадавшись, что московитъ желаетъ лишь выгадать время, чтобы укрѣпиться, далъ послу такой отвѣтъ: «Если вашъ великій князь домогается такихъ трудныхъ и несбыточныхъ вещей, то, очевидно, о мирѣ онъ мало и думаетъ; объ этомъ имъ, посламъ, нечего и говорить, но пусть они только то скажутъ великому князю, что коли онъ взаправду хочетъ мира, то пусть даетъ посольству другія условія и совершенное полномочіе. Онъ, король, будетъ ждать такое посольство въ полѣ на московской землѣ и тамъ сейчасъ же дастъ и отвѣтъ.»

Когда турокъ успокоился казнію Подковы, а съ гданчанами пришли къ полному соглашенію, и сеймъ единогласно постановилъ предпринять противъ московита походъ и поборы, король въ свѣтлый понедѣльникъ св. Пасхи 1581 г. изъ Варшавы отправился въ Мсибовъ и Гродну, а сословія распустилъ, дабы они вооружались у себя по домамъ.

Между тѣмъ панъ Ласскій съ нѣкоторыми другими польскими панами сталъ думать, какъ бы напасть на московита и со стороны моря. Съ королевскаго разрѣшенія, послали они Лаврентія Миллера, доктора обоихъ правъ, къ королю шведскому и датскому разузнать какое бы участіе они приняли въ этомъ дѣлѣ. Предположеніе было напасть на московита съ моря, а для этого изъ за Норвегіи и Кореліи итти въ Бѣлое море будто въ портъ св. Николая и Холмогоры, а напасть на Соловецкій монастырь, куда, какъ слухъ идетъ, московскій великій князь свезъ всѣ свои сокровища; монастырь же хоть и укрѣпленъ, но гарнизона не имѣетъ и потому можетъ быть взятъ. Король датскій отвѣчалъ, что онъ съ московитомъ не только не находится въ открытой враждѣ, но напротивъ имѣетъ при немъ въ Москвѣ свое посольство, потому, впредь до возвращенія пословъ, ничего не можетъ и сказать по этому дѣлу. Но шведскому королю предложеніе это очень понравилось и онъ письменно далъ такой отвѣтъ: Какъ его любезный зять, король польскій, признаетъ лучшимъ поступить, такъ и онъ не прочь поступить, а корабли, гавани, снаряды, съѣстные припасы и люди во всякое время имѣются у него. Пусть король вспомнитъ, что его свѣтлость Георгъ Гансъ, пфальцграфъ рейнскій, предлагалъ тѣже средства и пути, потому онъ, король шведскій, и желаетъ это дѣло со всякимъ стараніемъ довести до конца.

Въ то время, когда панъ Ласскій и другіе хлопотали объ исполненіи этихъ предположеній, король въ іюнѣ собирался итти прямо въ московитскую землю и, оставивъ московскіе гарнизоны въ Ливоніи въ сторонѣ, осадить прежде всего Псковъ, что впослѣдствіи и было исполнено. Приготовляясь къ выступленію въ походъ, король далъ денегъ на руки 4,000 татарамъ, чтобы они шли подъ предводительствомъ старосты Черкасскаго (Вишневецкаго), войною на московитовъ.