Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/444

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Могъ-ли же я считать достаточными темныя воспоминанія моей юридической молодости, чтобы принять участіе въ законодательномъ дѣлѣ совмѣстно со многими учеными людьми и нести отвѣтственность за свои промахи, совершенные по незнанію? Невозможно! Я откровенно изложилъ генералъ-губернатору мое мнѣніе и просилъ его уволить меня отъ назначенія въ ревизіонную коммисію. Онъ отвѣтилъ, что о назначеніи меня донесено уже въ Петербургъ и что теперь ничего нельзя подѣлать. Къ нѣкоторымъ незаслушеннымъ комплиментамъ онъ прибавилъ мнѣ въ утѣшеніе, что впослѣдствіи я, быть можетъ, и могу получить увольненіе и что онъ мнѣ поможетъ въ томъ. Такимъ образомъ я оказался избраннымъ и долженъ былъ исполнить назначеніе, тяжесть котораго меня, какъ изложено выше, вдвойнѣ угнетала. Теперь, когда это время лежитъ за мною, я долженъ сознаться, что встрѣтилъ затрудненія несравненно большія и разнообразныяй, чѣмъ тогда думалъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ испыталъ, что Господь Богъ, всегда хранившій меня, и въ то время не покинулъ меня своею милостію, силою и крѣпостію.

Затѣмъ мнѣ пришло на мысль не будетъ-ли лучше взять съ собою спеціалиста, какого-либо искуснаго юриста, совмѣстно съ которымъ я могъ бы работать и который бы могъ восполнить недостатокъ моихъ знаній. Мой выборъ палъ на секретаря оберъ-ландгерихта Геппенера, но онъ отказался сопровождать меня. Тогда я обратился къ секретарю мангерихта Паукеру, который хотя способностями и уступалъ Геппенеру, но въ юридическихъ знаніяхъ и въ исторій нашего нрава несомнѣнно превосходилъ его. Паукеръ сначала отказывался, но я уговорилъ его, и онъ согласился ѣхать со мною въ Петербургъ.

Прим. пер. Членами ревизіоннаго комитета, по избранію и назначенію Палена, были отъ дворянства: вице-президентъ лифляндскаго гофгерихта Левизъ, эстляндскій ландратъ Гринвальдъ, членъ курляндскаго оберъ-гофгерихта баронъ Клопманъ и стат. сов. фонъ Поль; отъ городовъ: рижскій первенствующій бургомистръ Тимъ, членъ ревельскаго магистрата Гонзіоръ, секретарь митанскаго магистрата Борхерсъ и докторъ правъ Паукеръ, тотъ самый о котомъ сейчасъ было сказано.

Послѣ того какъ открытіе засѣданій ревизіонной коммисіи было снова отложено, я выѣхалъ въ Петербургъ въ іюлѣ 1836 года и прибылъ туда 12 числа. На другой день я поспѣшилъ представиться моимъ будущимъ начальникамъ. Сперанскій жиль на дачѣ въ Царскомъ Селѣ, но тайнаго совѣтника Балугьянскаго я засталъ у себя, потому что онъ не только не оставлялъ дома, гдѣ жилъ, но и вообще не покидалъ комнаты. Я нашелъ преклонныхъ лѣтъ старика, лѣтъ 70, съ внушительною головою, густо покрытою сѣдыми волосами. Онъ былъ чрезвычайно крѣпокъ на ухо и большую часть дня прово-