Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/574

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Между тѣмъ въ Петербургѣ наконецъ начали понимать истинную причину крестьянскихъ волненій въ Лифляндіи. Графъ Строгановъ, въ отношеніи своемъ отъ 16 августа за № 2646, совѣтуетъ барону Палену обратить особенное вниманіе на бѣдность крестьянъ, а статсъ-секретарь Танѣевъ сообщилъ министерству внутр. дѣлъ высочайшее повелѣніе обратить строгое вниманіе ген.-губернатора, барона Палена, на предметъ жалобъ крестьянъ, на недостатокъ довольствія[1].

Неизвѣстно предпринимало ли мѣстное начальство какія либо мѣры по этимъ замѣчаніямъ, только волненіе не прекращалось, и притомъ самый предметъ требованія крестьянъ перемѣнился. До того времени крестьяне требовали хлѣба, переселенія, а нѣкоторые принятія въ православіе. Теперь крестьяне вольмарскаго и отчасти рижскаго уѣзда стали просить уже о землѣ, чтобы земли, обработываемыя ими за барщину, обращены были въ ихъ собственность. Это было признано посягательствомъ на дворянскую собственность. Двѣ роты шлиссельбургскаго егерскаго полка были посланы для усмиренія этихъ крестьянъ, и государь прислалъ двухъ флигель-адъютантовъ, полковниковъ Бутурлина и князя Урусова, съ наставленіями, какъ дѣйствовать. Между тѣмъ, хотя изъ того самаго донесенія генералъ-губернатора барона Палена, въ слѣдствіе котораго были командированы упомянутые флигель-адъютанты, было видно, что крестьяне толкуютъ вовсе не о вѣрѣ, а объ землѣ, что цѣль волненія совершенно измѣнилась и не состоитъ ни въ какой связи съ религіознымъ движеніемъ, не смотря на то, генералъ-губернаторъ Паленъ все еще не переставалъ предъявлять требованія о необходимости прекратить пріемъ крестьянъ у епископа[2]. Но на сей разъ и въ Петербургѣ начинаютъ яснѣе понимать дѣло. Вмѣсто безусловнаго исполненія въ ходатайствѣ барона Палена, ему заявляютъ, что общія и неопредѣленныя жалобы на духовенство не ведутъ ни къ чему и совѣтуютъ, чтобы онъ тотчасъ сообщалъ епископу, на кого именно изъ священниковъ указываютъ крестьяне.

Такъ какъ къ улучшенію невыносимого положенія крестьянъ ничего не предпринималось, то въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, а именно на мызахъ Ней-Беверсгофъ (рижскаго уѣзда) и Гейлигензе, крестьяне пришли къ открытому неповиновенію. Туда послали роту шлиссельбургскаго и потомъ 4 роты ладожскаго полка и 50 казаковъ. Надъ виновными велѣно немедленно нарядить военный судъ. Приговоры его были утверждаемы генералъ-губернаторомъ барономъ Паленомъ и тотчасъ же приводились въ исполненіе: однихъ наказали розгами, другихъ отдали въ солдаты, въ арестантскія роты, сослали въ Си-

  1. Отношеніе Тамѣева отъ 20 августа № 1196.
  2. Отношеніе къ министру внутр. дѣлъ отъ 5 сентября № 877.