Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/605

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Въ то самое время, когда остзейскій комитетъ разсматривалъ въ 1857 году дворянское прошеніе, архіепископъ рижскій и митавскій Платонъ (Городецкій, смѣнившій преосвященнаго Филарета и прибывшій въ Ригу 6 декабря 1848 г., нынѣ — митрополитъ кіевскій и галицкій) сообщилъ министру внутреннихъ дѣлъ, что нѣкоторые помѣщики начали совершенно произвольно и вопреки закона отъ 14 декабря 1846 года, взыскивать со всѣхъ своихъ православныхъ арендаторовъ дани и повинности въ пользу пасторовъ и что подобныя взысканія и требованія произвели на православныхъ крестьянъ самое неблагопріятное впечатлѣніе, — и понятно почему: имъ приходилось нести повинности вдвое большія, противъ арендаторовъ лютеранскихъ, работать и платить на свою церковь и на чужую. Отказаться православному арендатору отъ помѣщичьихъ требованій въ пользу иновѣрческой церкви было невозможно, потому что отказъ неминуемо повлекъ бы немедленное же изгнаніе съ арендуемаго участка, а найти управу противъ названнаго изгнанія было невозможно, тѣмъ болѣе, что тогдашній генералъ-губернаторъ князь Суворовъ находилъ помѣщичьи требованія правильными.

По доведеніи до свѣдѣнія Государя Императора донесенія преосвященнаго Платона, его Величество повелѣть соизволилъ: дать знать въ Ригу, чтобы редакціонная дворянская коммисія, занимавшаяся въ это время пересмотромъ крестьянскаго положенія 1849 года и составленіемъ таковаго вновь, не включала пока въ свой проектъ предположеній, сдѣланныхъ въ остзейскомъ комитетѣ по изложенію §§ 643 и 644, и вмѣстѣ съ тѣмъ приказать остзейскому комитету, дабы онъ снова обсудилъ вопросъ о повинностяхъ въ пользу церквей въ Лифляндіи, но уже — совмѣстно съ оберъ-прокуроромъ святѣйшаго синода и съ разсмотрѣніемъ мнѣній и соображеній министра внутреннихъ дѣлъ.

Въ исполненіе таковаго повелѣнія, остзейскій комитетъ вызвалъ въ Петербургъ представителей лифляндскаго дворянства и въ 1858 г. приступилъ къ разсмотрѣнію вопроса совмѣстно какъ съ оберъ-прокуроромъ святѣйшаго синода, такъ и дворянскими представителями. Прежде всего выслушали мнѣніе министра внутреннихъ дѣлъ. Министръ соглашался, что повинности и дани въ пользу церквей лежатъ на землѣ, составляютъ налогъ поземельный, но вмѣстѣ съ тѣмъ признавалъ, что было бы совершенно неблаговидно заставлять православныхъ крестьянъ работать на лютеранскихъ пасторовъ и въ особенности неблаговидно послѣ закона 1846 г., освободившаго уже православныхъ отъ такихъ работъ и даней. Чтобы устранить эти неблаговидности и не подать повода къ ропоту на правительство со стороны православныхъ лифляндскихъ арендаторовъ помѣщичьихъ земель, министръ полагалъ, что § 643 слѣдовало бы оставить безъ измѣненій, выразивъ въ немъ, что всѣ личныя повинности въ пользу церкви и духовенства (требы, пожертвованія на церковь и пр.) вносятся крестьянами въ пользу