Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/77

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



11) Онъ велѣлъ съ неслыханнымъ и ужаснымъ тиранствомъ убить ихъ.

12) Онъ велѣлъ поймать Тастія своимъ сообщникамъ у рѣки Двины, когда его сопровождалъ королевскій конвой, потащилъ его ночью въ тюрьму, и открылъ здѣсь ворота.

13) Онъ открытою силою отнялъ у магистрата арсеналъ и выгналъ весь городъ ломать королевскій блокгаузъ, при чемъ много было пролито невинной крови бюргеровъ, гезелей и ратниковъ.

14) Презиралъ всѣ королевскіе указы, позвы и декреты, къ вящему его кор. величества оскорбленію.

15) Отобралъ церкви его корол. вел. и выгналъ королевскихъ священниковъ изъ города, все въ противность его кор. величеству.

16) Онъ навлекъ королевскій гнѣвъ на городъ до того, что, если бы жилъ покойный король Стефанъ, то за вину взбунтовавшихся негодяевъ, предводительствуемыхъ Гизе, онъ не оставилъ бы въ немъ камня на камнѣ. Это оный архинегодяй, Гизе, отлично понялъ и поэтому убѣжалъ въ Швецію, предлагалъ городъ шведскому королю, и хотѣлъ получить его помощь противъ короля полъскаго.

17) Онъ говорилъ шведскому королю, что будто бы земство (дворянство) не хочетъ быть подъ польскимъ подданствомъ и будто сочувствуетъ его изменническому предложенію. Если онъ былъ уполномоченъ ландзассами, то долженъ назвать кѣмъ именно.

Гизе, который при чтеніи этихъ пунктовъ струсилъ и растерялся, сказалъ, что онъ не повиненъ по всѣмъ пунктамъ, такъ какъ дѣйствовалъ по принужденно общины; а если же и случилось что лишнее, то онъ готовъ униженно просить о прощеніи короля и его коммисаровъ. Кромѣ того онъ просилъ, чтобы съ нимъ не поступали черезчуръ строго.

Такимъ же образомъ и въ тѣхъ же пунктахъ и выраженіяхъ былъ обвиняемъ Гансъ Бринкенъ, съ прибавленіемъ, что онъ поилъ бунтовщиковъ виномъ, чтобы тѣ не допускали изгнанія Гизе изъ города, когда онъ возвратился изъ Швеціи.

Во вторыхъ, что онъ собралъ въ своемъ домѣ бунтовщиковъ съ оружіемъ, такъ что господинъ полковникъ (Фаренсбахъ) долженъ былъ выступить на рынокъ, а также побуждалъ бунтовщиковъ не впускать королевскихъ коммисаровъ въ городъ для подавленія бунта.

Это вотъ и объявили королевскіе секретари господамъ коммисарамъ. Послѣ этого коммисары на другой день прибыли въ ратушу и, послѣ нѣкотораго сужденія, велѣли пытать сначала Гизе, а потомъ и Бринкена, чтобы вывѣдать отъ нихъ имена сообщниковъ; съ пытки тѣ назвали сообщниковъ, имена коихъ и были приняты къ свѣдѣнію. Послѣ этого былъ объявленъ приговоръ: виновные должны быть казнены, какъ то заслужили, четвертованіемъ, но, по ходатай-